Сказ о том, как протоиерей Вячеслав Брегеда в Самаргу летал да Крест устанавливал (часть 3)

Приморские корейцы, дорога в пропасть и установка Креста
Первая часть рассказа протоиерея Вячеслава Брегеда здесь.
Вторая часть здесь.
Корейцы на приморской земле: история села Адими
Если смотреть по карте Приморья, то можно заметить, что северная ее часть и западная проходят по Сихотэ-Алинскому.
Какие же здесь реки? Это в первую очередь бассейн реки Амур с притоками и те реки, которые впадают непосредственно в Тихий океан. Северная часть Приморья – это только бассейн реки Самарги.

В конце недели меня порадовали, что скоро подъедет Олег Эдуардович Бабицкий – один из ведущих инженеров лесозаготовки. К нам вошел мужчина лет за сорок и предложил поехать на само предприятие, сделать там деревянный Крест и установить его на северной части Приморья вдоль главной дороги, как раз на границе с Хабаровским краем. Я поехал с ним к месту установки Креста. Предприятие, которое принимают лес, по рассказам Олега Эдуардовича, расположено на месте деревни Адими, сейчас это название порта, речки и мыса.

«Один человек спросил у меня разрешения поставить палатку на берегу мыса», – продолжал Олег Эдуардович. Я спросил: «А какова в этом необходимость?», и он ответил: “Я жил и родился в этой деревне, в школу ходил, хочу хоть немного, но побывать на своей исторической родине.” Я разрешил ему остаться. Впоследствии мы не раз с ним встречались, и находили остатки артефактов от прежней жизни: то плуг, то остатки полусгнившей телеги».

Позднее я прочитал в интернете об этой деревне следующее:
«По книге Валентина Пака «Земля вольной надежды» приводятся сведения о корейских селениях, которые сформировались к 1913 году…
Село АДИМИ образовано, по мнению разных исследователей, в 1872 или 1873 году. По-видимому, первые семьи начали обосновываться здесь еще в 1872 году, а большинство переселенцев появилось в 1873 году. Первые 20 лет, т. е. до 1892 года, село было единым и называлось просто Адими, хотя имело большую территорию. Наименование населенного пункта произошло от названия реки Адими, в долине которой поселились корейцы. По мнению Ф.Б. Соловьева, название реки имеет аборигенное тунгусо-маньчжурское происхождение.
В 1872 году река Адими была переименована в реку Пойма.

Одно из первых обследований села было произведено в 1878 году чиновником для дипломатической переписки при генерал-губернаторе Восточной Сибири В. Висленевым. У него было предписание: определить удобства местности, где поселились иммигранты, и налаженность их хозяйственного быта; установить обеспеченность переселенцев всем необходимым и наличие школ.

Результаты этого обследования, по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Ч. Анучина, были опубликованы в «Сборнике главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью» в 1884 году, в г. Иркутске. Одно из достоинств этой работы – поименные списки первопоселенцев. По данным В. Висленева, «Корейское селение Адими расположено на реке того же названия; нижняя фанза села отстоит от впадения (устья) р. Адими в Амурский залив на 7.5 верст, верхняя фанза отстоит от нижней на расстоянии 5 верст, вверх по течению р. Адими; остальные фанзы расположены между ними».

По данным В. Висленева, в 1878 году в селении Адими было 46 фанз (домов), число жителей составляло 176 чел., в том числе мужчин 96 чел., женщин 80 чел., крещеных по православному обряду 29 чел.

Со временем селение значительно увеличивалось как по площади, так и по населению. Так, в архивном документе, где приводятся сведения о числе крестьянских дворов в Посьетском участке в 1890 году, в Адими значится 215 дворов.

По-видимому, расширение селения потребовало разделение его на 2 самостоятельных поселка: с 1892 года во всех документах и на официальных картах появились Верхняя и Нижняя Адими. Одно из первых описаний двух поселков Адими сделал Н.А. Насекин в 1895 году: «Деревня Адими состоит из двух групп: Верхней и Нижней<…>. Нижняя Адими начинается от устья р. Адими и тянется на 4 версты вверх по течению; в ней находятся часовня, школа и пост из 12 человек солдат с унтер-офицером от 10-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона<…> Расстояние от последних фанз Нижней Адими до первых Верхней 1.5 версты, а затем по левому берегу р. Адими на 2 версты тянутся фанзы Верхней Адими. Протяжение всего села с отдельными фанзами достигает до 10 верст, длина же всей долины реки 12 верст».

К 1912 году Верхняя и Нижняя Адими стали крупными корейскими селениями, по данным А. Меньщикова, в них проживало, соответственно, 318 и 395 чел. В верхней Адими с 1901 года действовала церковно-приходская школа, построенная и содержащаяся на средства сельского общества, в 1912 году в ней обучались 22 мальчика, преподавателем и законоучителем был в начале Иоанн Ни, затем заведующим и законоучителем стал иеромонах Феодосий, учителями – Василий Лян и М. Сергиенко.

В Нижней Адими находились: церковно-приходская (министерская) школа, церковь, волостное правление и фельдшерский пункт. Нижнеадиминская церковь была построена в 1900 году на средства местных крестьян-корейцев в память принятия их в русское подданство. Храм каменный, вместительный и благолепный, был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Святой мученицы Царицы Александры.

Школа в Нижней Адими в разные годы была министерской и церковно-приходской. Об истории школы был опубликован в 1910 году очерк миссионера-священника Анания Артошенко во «Владивостокских епархиальных ведомостях».

В этой публикации представлены интересные и важные сведения о причинах появления школы и заинтересованности корейцев в ее развитии. «Корейцы, переселивщиеся на русскую территорию в начале 1870-х годов и желавшие закрепиться на ней навсегда, в первое же время, при отношениях с русскими, почувствовали необходимость в изучении русской разговорной речи и грамоты.

Сознавая, что знание русского языка и грамоты можно получить только в школе, корейцы стали заводить у себя русские школы, в числе коих является и Адиминская, открытая в 1890 году. Сначала эта школа была частного характера, и помещалась в простой корейской фанзе, весьма неудобной для занятий, учебников и учебных пособий не было, а учителями состояли корейцы, сами не вполне достаточно знавшие русскую грамоту, с трудом говорившие по-русски и совсем неподготовленные к учительской деятельности, поэтому и обучение в школе велось плохо.

В 1893 году на общественные средства было построено для этой школы новое, более удобное здание и нанят русский учитель Иван Иванович Низковских, окончивший Омскую учительскую семинарию. Этот учитель, прослужив в Адиминской школе шесть лет, много потрудился над ее благоустройством».

Построенное здание школы было одноэтажным, деревянным, на каменном фундаменте с крышей, покрытой железом. В школе было 5 помещений: класс, учительская, кухня, коридор, прихожая. Обучение в школе велось по программе Министерства народного просвещения, экзамены дети сдавали при Владивостокской гимназии. Ежегодное количество учеников в школе: 30-40 мальчиков и около 10 девочек.

В 1897 году здание школы было расширено, она стала двухклассной, с разделением учащихся на 4 группы. В одном классе со 2-й, 3-й и 4-й группами занимался дипломированный учитель, в другой с 1-й группой вел занятия выпускник школы, который готовился стать учителем школы грамоты.

В 1900 году Адиминская сельская школа была передана в ведение Владивостокского епархиального училищного совета, т.е она стала церковно-приходской. Этому событию предшествовало решение крестьян Адиминской волости, оформленное в виде «Приговора Адиминского волосного схода № 9 от 30 апреля 1900 г.».

В нем изложена мотивировка передачи школ Духовному ведомству:
«Наблюдая, что за время нахождения школ в ведении Министерства народного просвещения школы оставались без должного ближайшего надзора и были предоставлены произволу учителей, которые безконтрольны в своих действиях по школе и считают ближайшие волостные и сельские власти настолько некомпетентными, что не допускают их вмешательство в хозяйственный распорядок школ, считаем для себя чуть ли не личным оскорблением позволять поступки весьма нежелательные и вредные для наблюдательных юных умов и сердец наших детей.

С другой стороны, надеясь на полнейшую подчиненность и контроль при заведывании школами Духовного ведомства не только в части учебной, но и в наблюдении за нравственной жизнью учителей школ церковно-приходских, вполне сочувствуя таким приемам и духовно желая расширения не только образования, но и воспитания наших детей в духе церкви Христовой и для большого успеха и укрепления в нашем народе православной веры, признавая нужным и воспитание наших дочерей как будущих матерей семейств, единодушно признали необходимым передать все школы, ныне существующие и впредь имеющие быть открытыми в районе нашей волости, в ведение Владивостокского епархиального училищного совета».

С 1900 года Адиминская министерская школа стала церковно-приходской. В этом же году из Янчихинской волости была выделена самостоятельная Адиминская волость, и был учрежден Адиминский миссионерский стан с резиденцией миссионера в деревне Нижняя Адими все это способствовало росту селения и духовно-культурному развитию корейских переселенцев. В 1906 году, по инициативе Адиминского волостного старшины П.Н. Югая, было принято решение построить новое, более удобное и просторное здание школы. При этом П.Н. Югай предложил в новом здании, кроме обязательных двух классов, открыть еще и третий класс ручного труда для обучения сапожному, кузнечному, слесарному, столярному, переплетному и другим ремеслам. Кроме того, было предложено открыть при школе бухгалтерские курсы.

Новая школа была построена в 1908 году. Это было двухэтажное деревянное здание с каменным фундаментом и цоколем, размером 25х17х10 метров, с красивым балконом. В школе размещались: 4 просторных класса, 2 коридора, 2 трехкомнатные квартиры для учителей, библиотека, 4 кладовых комнаты. Школа отапливалась 17 печами (2 русскими, 15 голландскими). В новой школе обучались ежегодно 70?90 детей. Поступали в школу ученики в возрасте от 8 до 12 лет, а заканчивали ее 16 и 20-летними.

При школе работали 2 библиотеки: окружная учительская (716 книг) и местная ученическая (256 книг). Кроме того, при школе имелись наглядные пособия: физический кабинет, картины животных и растений, 20 карт по физической географии, 6 анатомических таблиц Фишера, карты всех частей света и полушарий, глобус и лунник, волшебный фонарь (куплен жертвователем за 165 руб.), кинематограф (приобретен Адиминским волостным правлением за 170 руб) и 13 геометрических фигур.

За время существования школы, с 1890 по 1909 год, ее окончили 142 ученика. Многие бывшие школьники нашли применение своим знаниям и навыкам. Молодые люди, из числа окончивших одноклассную школу, служили приказчиками в магазинах, писарями в сельских и волостных правлениях, а некоторые работали учителями школ грамоты. Один мальчик после окончания школы поступил в Благо-вещенскую духовную семинарию, а затем закончил Казанский университет (юридический факультет).

Среди окончивших двухклассную Адиминскую школу 5 юношей поступили в Казанскую учительскую семинарию и после ее окончания, учительствовали в местных церковно-приходских школах. Один выпускник Адиминской школы окончил курс Омской фельдшерской школы и работал фельдшером при Адиминской лаборатории. Несколько выпускников школы, успешно выдержав экзамены на звание учителя, работали преподавателями в местных церковно-приходских школах.

Верхняя и Нижняя Адими перестали существовать в 1937 году в связи с депортацией корейцев.
На месте бывшей корейской деревни Верхняя Адими сейчас находится небольшой поселок Пойма. На месте бывшей Нижней Адими – поселок Ромашка».

Теперь на месте села большой порт по приему древесины. Здесь имеются и ремонтные мастерские для обслуживающей техники.

Главная кормилица села

«Дорога, по которой мы едем, – говорит Олег Эдуардович, – это наша кормилица». Мы проектировали её целых 2 года! Её длина – 220 километров». Вначале эта дорога идёт по хребту, разграничившему Приморье и Хабаровский край.

Дорога серпантином уходила вверх, на одном их крутых поворотов Олег Эдуардович предложил выйти из машины и осмотреться. Я достал фотоаппарат и стал щелкать величественные виды приморской тайги.

– Вот посмотрите отец Вячеслав, – продолжал Олег Эдуардович, – японцы, когда уходили из этого места, они подожгли тайгу. Большая часть кедра сгорела, сейчас на этом месте растет ель, сосна, лиственные породы, кедра мало. Молодому лесу около пятидесяти лет, я здесь иногда собираю морошку. Пройдемте, я вам покажу, где она растет».

Меня обдувал ветер и жгло солнце, хотя у моря, откуда мы выехали и проехали потом около сорока километров, шел дождь, и было очень сыро. Туманы задерживаются в сопках, здесь уже другой климат. Дорога очень утомительная для водителей: были случаи, когда они засыпали и машина, до отказа груженная лесом, скатывалась в пропасть. Давайте на возвышенности поставим большой Крест и водители, увидев его издалека, будут более внимательны!” Перед нами как раз, дымя глубокой пылью, мчался пустой лесовоз и шел на большой скорости вверх.

Место, где Олег Эдуардович предложил поставить, второй Крест мне очень понравилось и мы поехали обратно к морю.

Установка второго Креста

На следующий день мы договаривались установить сам Крест. В девять часов утра мы должны были приехать на предприятие. Олег Игоревич дал свою машину в пользование. Ребятишек я поднял сравнительно рано, в семь утра, пока поднялись и умылись, я сварил манную кашицу, и мы позавтракали. Ехали по туману, нас поджидали, но всё необходимое еще не было приготовлено. Надо набрать бочку воды, цемента, доски для стяжек, песок смешанный с щебнем и только в одиннадцать дня выехали к назначенному месту.

В гористой местности мы ехали через облака, а здесь туман еще усилился, дорога была скользкой, машину иногда заносило. Нам навстречу шли груженные до отказа лесовозы, везущие по шестьдесят тонн леса (всего их в организации около 40).

На одном из поворотов мы остановились, я спросил водителя вахтовозки:

– Как вы здесь ездите, такой сплошной туман?

– Это еще ничего… вот в зимнее время, когда метет и ничего в метре не видно, приходиться выходить из кабины, оглядываться, чтобы не скатиться в пропасть. Протопчешь тропу и едешь несколько метров и потом опять также.

В это время подъехал лесовоз и водитель открыл стеклышко кабины и говорит: “Вы что, встали?”
– Да, вот едем Крест ставить, – сказал один из нашей группы.
Водитель лесовоза, около 60 лет от роду, ответил: “Да, тут нас крепко заносит! Может жертв поменьше будет».
– Вы старайтесь хоть меньше материться, – сказал я водителю. Тот посмотрел на меня и ухмыльнулся:

– Да, тут у меня аккумулятор сел, не заряжается…Ехать еще 30 километров, вот фары включил, и скоро совсем выключатся…Как дотащу груз, не знаю. Он, конечно, хотел выругаться своими нецензурными словами, но немного сдержался, посмотрел в нашу сторону. Усилил обороты двигателя, и машина весом в вагон пошатнулась, тронулась и рыча двигателем, поехала в сторону моря.

Мы подъехали к Кипрейной сопке. Если вчера я любовался горными пейзажами, то теперь все было в тумане, и моросил дождичек. Машины оставили на площадке, и сами стали заниматься разгрузкой Креста и всех необходимых материалов.

Белая машина со 9-метровой стрелой выгрузила Крест на саму сопку. Трудно было в скальном грунте делать яму для Креста: ломами отколачивали камни, и за час вырыли яму размером 90 на 90 на 90. Стали затаскивать сам Крест, карабкаясь в гору, так метр за метром продвинулись. С молитвой: “Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим!” стали подымать сам Крест.

Строители все продумали заранее и подготовили доски сороковку для растяжек. По отвесу все выставили, и теперь грандиозный 5-метровый Крест возвышается на скале. Я стал служить молебен на сооружение нового Креста.

Три часа ушло на всю работу по установке Креста, и затем я с ребятишками направился к дому в Самаргу. В половине пятого дня мы подъехали к дому, Олег Игоревич нас поджидал. Затопили баньку, пообедав, мы вымылись и еще в протопленном доме отдыхали. Я позвонил Владыке Гурию, и решил доложить о том, что мы сделали. Владыка одобрил наши дела и сказал, чтобы как-то я проторил дорогу к старообрядцам. Я не знаю, чем закончиться мое хождение в их сторону. Живут обособленно, но есть желание попасть к ним на службу.

Продолжение следует…

Протоиерей Вячеслав Брегеда
https://www.facebook.com

Просмотров: 539

vkontakte
vkontakte
elitsy