Свет Православия на востоке России (+ Фото)
Иоанн Златоуст
Недавно Благовещенский собор города Арсеньева обрёл уникальную икону «Благовещение Божией Матери» с предстоящими. Она написана специально, для кафедрального собора города московским художником А.В. Штатновой. Александра Валерьевна имеет многолетний опыт в особом виде церковного изобразительного искусства – иконописи. В настоящее время руководит Иконописной школой храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. Под кистью мастера родилось замечательное творение.
Однако, кроме высоких художественных качеств, важно другое, если можно так сказать, особое духовно-историческое значение иконы. Соборная икона Арсеньевской епархии имеет большой размер (высотой более 1,5 м). Кроме изображения главного события – Благой вести Архангела Гавриила Божией Матери, по замыслу правящего архиерея, епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия (Фёдорова), на полях иконы размещены изображения десяти святых, стяжавших свой духовный подвиг на восточных рубежах России. Это явилось данью благодарности целому Собору светильников веры Христовой., а также, памятью о их духовном подвигах и в назидание потомкам.
Православие продвигалось на восток вослед за первопроходцами. Огромная Восточная Сибирь (и Дальний Восток как её часть) осваивалась непросто и не вдруг. Немалую роль в этом сложном процессе играли подвижники православия. Вот их имена и их подвиги.
Уже более двух веков одним из самых почитаемых святых Восточной Сибири является Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ и Чудотворец Иркутский. Как говорили о нём ещё в XIX веке, словами составленного святому акафиста: «Светильник Церкви пресветлый, озаривший лучами доброт своих страну Сибирскую». Громаднейшая Иркутская епархия простиралась с 1721 года на всю Восточную Сибирь, а по инициативе Святителя с 1727 года охватила Дальний Восток, а позже и русскую Аляску.
Язычников, проживавших в Сибири, в первую очередь бурят, Святитель обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Неустанно изучал бурятское наречие монгольского языка. Всемерно поддерживал работу монгольской школы действовавшей при Вознесенском монастыре. Обратив внимание не проблему неграмотности не только общей массы русского населения, но даже и местных священнослужителей, открыл славяно-русскую школу для всех сословий.
Суровый сибирский климат, трудности бытия, дальние поездки и непрерывный труд довольно быстро сказались на слабом здоровье подвижника. Уже через четыре года, в 1731 году он скончался.
1 декабря 1804г указом Священного Синода Святитель Иннокентий причислен к лику святых. Дни памяти: 9 февраля, 10 июня (Собор Сибир. свв), 10 октября (Собор Волын. свв), 26 ноября.
После вторичного обретения мощей Святителя в 1990 году, они покоятся в Знаменском монастыре города Иркутска. Почитается, как покровитель Сибири и Дальнего Востока, а также православных Китая, будучи первым архиереем, назначенным окормлять православных на территории этой страны.
Впоследствии, через три десятка лет, другой Иркутский епископ принял эстафету подвижнического служения – Святитель Софроний (Кристалевский). Он продолжил миссионерский подвиг Святителя Иннокентия и приводил к вере сибирских идолопоклонников. Вполне осознавая трудности своего служения в глубине Сибири, особенности жизни коренных народов её населявших, немало способствовал устройству быта, развитию культуры и оседлости. Неустанно заботился об ограждении их от влияния язычества, предлагая им для поселения даже монастырские земли.
Святитель Софроний продолжил дело своих предшественников по просвещению священства и их потомства. В 1754 году он издал указ обязывающий духовенство заниматься образованием своих детей, изучению Священного Писания, обучению грамоте и пению, причём последнее “должно было идти со всяким прилежанием и крайним рачением, дабы дети могли пономарскую и дьячковскую обязанность исполнять по достоинствам своим“.
Определением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1918 года Святитель Софроний причислен к лику святых. Торжество прославления состоялось 30 июня того же года.
Святителю Иннокентию (Попову-Вениаминову), в будущем митрополиту Московскому и Коломенскому, апостолу Сибири и Америки, поименованному при монашеском постриге именем первого Иркутского Святителя и считавшему себя его последователем, выпала ещё более трудная доля по многолетнему, тяжелейшему и подвижническому просвещению народов Дальнего Востока и русской Америки.
Просвещая населяющие коренные народы, их населяющие, он изучил их быт, традиции, обычаи, образ жизни, культуру и язык. Проявив выдающиеся лингвистические способности, Святитель составил грамматику для ряда аборигенных языков и перевёл на них многие тексты Священного Писания, богослужебной и другой литературы.
Став впоследствии первым православным епископом на огромнейшей территории, охватывающей Камчатку, Курильские и Командорские острова, Охотское побережье с Чукоткой и полуостров Аляску со множеством островов (позже сюда были добавлены: большая часть Якутии, остров Сахалин и Приамурье с Уссурийским краем) явил себя личностью выдающейся. Влияние этого крупнейшего деятеля Русской Православной Церкви в немалой степени поспособствовало присоединению к России Приамурья, Приморья и Сахалина.
Его мужественные амурские сплавы и государственно выверенный труд «Нечто об Амуре», сделали его одним из самых надёжных сподвижников генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва в деле нелёгкой борьбы за присоединение к России обширных приамурских земель, а впоследствии и в их освоении. 6 октября 1977 года канонизирован Решением Священного Синода.
Первым святым Америки является преподобный Герман Аляскинский, несший своё нелёгкое послушание на Аляске и прилегающих к ней островах, за три десятка лет до Святителя Иннокентия. Сущность своего служения, он выразил простыми словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Распространяя православную веру в Русской Америке, за пятнадцать лет проживания на острове Новый Валаам (переименованный преподобным из Елового), преподобный крестил десятки тысяч аборигенов. Сам же вёл жизнь полную лишений и самоотречения.
С 1807 года став фактически главой Кадьякской миссии, выдерживая тяжелейшие условия жизни, преподобный продолжал неутомимо крестить, воспитывать, защищать местных жителей. Вся его жизнь была одним повседневным духовным подвигом и на века вперёд стала символом беззаветного пастырского служения своим ближним.
Почитание «всея Америки Чудотворца» не прекращалось никогда. Эта традиция была закреплена в 1969 году Соборами Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке и Русской Православной Церковью Заграницей, причислением преподобного к лику святых. Торжество прославления прошло 25/26 1970 года в Сан-Франциско. Сразу после этого Священный Синод Русской Православной Церкви своим определением признал этот факт.
История деятельности Северо-Американской православной миссии связана с именем будущего Всероссийского Патриарха Тихона (Белавина), Патриарха-мученика. С его появлением в Северной Америке в 1898 году начался особый период роста здесь русских и сербских приходов. Уже через два года его титул с епископа Алеутских островов и Аляски был изменён на епископа Алеутских островов и Северной Америки. Через пять лет кафедра была перенесена в Нью-Йорк, а епископ Тихон стал архиепископом, имеющим двух викарных архиереев. Таким образом, Святитель стал первым православным архиепископом в Америке. Позже кафедра переместилась в Сан-Франциско, и уже отсюда православная вера распространилась по всей стране.
Семи лет служения в Америке, хватило будущему Святейшему, чтобы паства его возросла до четырёхсот тысяч. Святитель сумел объединить вокруг себя не только русских, но и сербов, греков, болгар, албанцев и т.д., распространяя веру повсеместно. Его и поныне почитают здесь, как Апостола Православия.
Прославление Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси произошло 9 октября 1989 года. Его святые мощи покоятся в Большом соборе Донского монастыря.
Также прославлен и в соборе Американских святых.
Во времена, более близкие к нам, Америка узнала ещё одного выдающегося святого – Святителя Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского и Сан-Францисского. Русские люди, в рассеянии имели в его лице защитника и ходатая. Святитель Иоанн делал всё возможное и невозможное для переселения обездоленных революцией русских людей в Америку. В 1951 г. он был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.
Ещё при жизни Святитель Иоанн почитался святым. Его знали и высоко ценили во всём мире. Его звали на помощь люди самых разных вероисповеданий, зная, что он поможет. Обладая даром прозорливости, смотрел на историю родного Отечества, как его истинный сын, считая, что страдания русского народа, есть следствие измены России самой себе, своему пути и призванию. Твёрдо верил: «Россия восстанет так же, как восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера».
Предвидя свою кончину Святитель отошёл ко Господу 2 июля 1966 года.
В этот же день, через 28 лет, в 1994 году Русская Православная Церковь Заграницей причислила к лику святых этого дивного угодника Божия XX века. Его мощи покоятся в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско.
В 1856 году очередную, 14-ю Пекинскую миссию возглавил архимандрит Гурий (Карпов), впоследствии архиепископ Таврический и Симферопольский. Всерьёз и систематически изучая место своего нового служения, Китай, и готовясь к миссионерским трудам, он стал выдающимся синологом. Тем более, что изучая многовековую историю великой Китайской цивилизации он в совершенстве овладел китайским языком, переведя на него Новый Завет, Евангелие, Псалтирь, Священную Историю, Катехизис, а также Литургию Свт. Иоанна Златоуста и ряд других богослужебных книг, а также краткие жития некоторых святых.
Православные духовные миссии России в других странах, выполняли в то время и дипломатические задачи. Прекрасно владея китайским языком и обладая влиянием в китайских кругах, глава миссии архимандрит Гурий был надёжным помощником послу России в Китае Н.П. Игнатьеву. Он оказал ему существенную помощь во время переговоров с китайским правительством и немало способствовал прекращению Второй «опиумной войны» (англо-франко-китайской) в 1860 году. При этом архимандрит Гурий обрёл немалый авторитет в глазах китайского императора Ичжу, подарившего ему уникальную библиотеку восточных раритетов.
Кроме того, будущий святитель Гурий, уже имея серьёзное влияние в Китае, немало способствовал усилиям российских дипломатов в заключении между Российской империей и империей Цин (Китаем) известного Пекинского трактата 1860 года. Пекинский договор, будучи продолжение договоров Айгунского и Тяньцзиньского (оба 1858 г.), закрепил новые границы между нашими странами, в результате чего Россия обрела Уссурийский край.
Святитель Гурий умер в 1882 году в Симферополе в сане архиепископа.
Решение о канонизации архиепископа Таврического и Симферопольского Гурия, было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 22-23 августа 2008 года. Мощи святого пребывают в кафедральном Петропавловском соборе города Симферополя, вернувшегося в 2014 году в состав России.
Православие в Японии навсегда связано с именем Святителя Николая (Касаткина). Прибыв в Хакодате в 1861 году, будущий Святитель сразу приступил к активному изучению японского языка, культуры, истории, быта. Десять лет он вёл напряжённую подготовку к открытию в 1871 году Духовной миссии в составе Камчатской епархии и будучи возведённым в сан архимандрита возглавил её.
Во время тяжкой для России русско-японской войны, Святитель оставался со своей паствой в Японии, но не участвовал в общественных богослужениях, так как русский подданный не мог молиться о победе Японии над своей родиной. Мужественно исполняя свой пастырский долг, способствовал открытию Общества духовного утешения для русских военнопленных.
По примеру Святителя Иннокентия, архимандрит Николай проявил в своём великом миссионерском подвиге и таланты лингвиста, переведя на японский язык Новый Завет, другие богослужебные книги, открыл духовную семинарию и целый ряд социальных и просветительских учреждений для детей: приют, начальные школы, библиотеку.
Став епископом Японским, Святитель Николай продолжил свои труды по христианизации японцев: построил кафедральный Воскресенский собор в Токио, издавая духовные журналы. Продолжил работу по переводу на японский богослужебных книг, а также впервые составил русско-японский словарь и словарь духовных терминов. Создав для японцев христианский язык и посвятив служению в этой далёкой стране полвека, Святитель совершил тем самым равноапостольный подвиг, подобно подвигу Святых Кирилла и Мефодия. Неудивительно, что Святитель Николай был самым уважаемым русским в Японии. Во всем мире почитается, как Апостол Японии, обративший в веру Христову множество японцев.
Скончался в 1912 году. Хоронить его вышло несколько десятков тысяч японцев. Сам император Японии Мэйдзи прислал венок и дал разрешение на захоронения Святителя в пределах Токио. После его смерти в Японии осталось более сотни храмов и более трёх десятков тысяч православных христиан.
В 1970 году равноапостольный Николай, архиепископ Японский был кананизирован Русской Православной Церковью. Память празднуется 16 февраля.
Громадное, холодное и малообжитое Забайкалье в XIX веке освятил своим подвижническим подвигом Преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский Чудотворец.
Начав путь пустынножителя в отдалённых Чикойских горах, претерпевая голод, холод и всевозможные лишения, сумел основать здесь Иоанно-Предтеченский скит, завершив свой духовный путь игуменом созданного здесь монастыря. Щедро расточая духовные дары, которыми награжден был от Господа отец Варлаам, обращал к вере людей разных наций, различных званий.
Весьма труден был миссионерский труд преподобного Варлаама среди бурят и монголов, но он сумел преодолеть эти трудности и нашёл верный путь даже к сердцам местных раскольников. Дошло до того, что его стали приглашать в их дома для крещения детей. Правящий архиерей, архиепископ Иркутский Ириней писал ему: «Благодаря Бога, споспешествующего в делах ваших, сердечно радуюсь умягчению сердец закоренелых доселе в ожесточении старообрядцев, что они не только начали вас слушать, но и крещением детей своих утешили уже вас, усердных сеятелей, тем, что посеянное пало не на камени и не при пути, но на доброй земле».
Преподобный покинул земной мир 23 января 1846 года.Прославлен для общецерковного почитания в Соборе Сибирских Святых в 1984 году. В 2002 году среди руин Чикойского монастыря были обретены мощи преподобного. Сегодня, мощи этого подвижника веры, находящиеся в приделе Александра Невского кафедрального Казанского собора Читы и являются духовным щитом для всего Дальнего Востока.
Сонм новомучеников Российских представлен Святителем Ефремом, епископом Селенгинским (Кузнецовым), начавшим свою миссионерскую деятельность в 1904 году в составе Забайкальской Духовной Миссии, ещё будучи отцом Епифанием.
Трудясь по обращению забайкальских язычников, будущий Святитель имел немалые успехи в просвещении бурят, относясь к миссионерскому служению вдумчиво, всерьёз и со всей самоотдачей.
Об этом свидетельствует составленная им аналитическая записка: “Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию Христианства и общеевропейской культуры“. Возглавив же Миссию, Святитель целиком посвятил себя духовному просвещению инородцев. Сумел достигнуть миссионерских успехов не только среди бурят, но и среди корейцев, образовав из них целый приход в Чите. Будучи викарным епископом, явился могучей опорой правящему огромной Забайкальской епархией епископу Мелетию (Заборовскому), тем более, что с активным строительством Великой Сибирской железной дороги, резко росло число поселений и приходов.
20 ноября 1916 года будучи хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Забайкальского Святитель Ефрем принимает участие в деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В июне 1918 года на квартире протоиерея Иоанна Восторгова был арестован ВЧК и вместе с ним и с рядом известных политических деятелей, расстрелян как заложник, через три дня после ареста, 23 августа того же года на Ходынском поле, в первый день после объявления красного террора. Был похоронен на Братском кладбище Москвы, снесённом в начале 1930-х годов. Нынче, на Православном Мемориале «Примирения народов» у Церкви Всех Святых Патриаршего Подворья во Всехсвятском на Соколе установлен памятный Православный Крест Новосвященномученикам протоиерею Иоанну Восторгову и епископу Ефрему Селенгинскому. Таким образом, Святитель Ефрем был одним из тех ревностных и преданных служителей нашей Церкви, кто одним из первых принял на себя удар тяжелых гонений, воздвигнутых против Православия, стяжав славу Священномученика.
Прославлен в сонме Новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Соборная икона «Благовещение Божией Матери» с предстоящими, святыми заступниками восточных рубежей России, в настоящее время находится в кафедральном Благовещенском соборе города Арсеньева. Нынешней весной она впервые приняла участие в крестном ходе, традиционно проходившем в день празднования Входа Господнего в Иерусалим, защищая и благословляя православных в наши сложные, воистину последние времена.
.
Лариса Колодей,
действительный член РГО,
историк Арсеньевской епархии
Просмотров: 160