_MG_6724В праздник Святого Богоявления или Крещения Господня епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Кафедральном Благовещенском соборе г. Арсеньева в сослужении диакона Александра Семенова. По окончании Божественной литургии Владыка обратился к прихожанам с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
С праздником, дорогие братья и сестры! С праздничным днем!
С праздником Святого Крещения, Богоявления и Просвещения!
Сегодня мы празднуем Крещение Господне, когда Господь пришел на Иордан креститься от святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он пришел это сделать ради того, чтобы «исполнить всякую правду». Это было его первое общенародное Богоявление, когда Он явился людям.
И последним актом этого события  было крещение, т. е. омовение водами от всех грехов. В прообраз своего будущего трехдневного погребения во гробе и последующего воскресения, Господь трижды окунулся и вышел из купели. Мы знаем, что Господь был чист и в жизни и при рождении, и не было в нем  никакого греха. Но он нам дал образ, как надо идти по пути спасения. Каждый человек должен очиститься пред Богом, пройти через врата смерти, через эту некую «огненную реку» и воскреснуть со Христом. Поэтому этот день называется Крещением.   Слово Крещение от слова «крест» с одной стороны, а с другой стороны от слова «омовение». Господь трижды омылся в воде и поразил и уничтожил в воде и во всем водном естестве всю бесовскую силу. Поэтому этот день особый для всех нас.  Господь в этот день особо сходит благодатью Духа Святого на водное естество, освящает воду, и она становится освященной, чистой и полезной для каждого человека и для каждой твари.  В этот день освящается сугубым чином, чином «великого освящения» водное естество.  Священники в храмах  освящают воду водопроводную, колодезную, родниковую, освящают также реки, озера, моря.  Но Господь и сам сходит в водное естество.  Мы с вами знаем, что во времена лихолетья, когда храмов почти не было, люди  просто ставили сосуды, молились,   и в полночь сходила благодать Божья, вода как бы вскипала, начинала бурлить и освящалась. И потом, как и крещенская вода, освященная священниками, эта вода не портилась.  Но это было во времена лихолетья. Конечно же, сейчас мы, люди верующие, приходим специально в храмы или на Иордань и принимаем воду, освященную по чину священнослужителями, ибо все должно быть совершаемо по чину, а не самочинно.
Этот день также называется еще днем Богоявления, так как Господь явился в мир, явился уже явно, не сокровенно, как это было при Рождестве, лишь для некоторых. Он явился в это день уже для всех. Тысячи людей видели его входящего в воды Иордана, крещаемого от Иоанна, который положил вверху главы Господа руку. Но не все конечно пошли за ним. Мы называем апостолов и жен-мироносиц боговидцами, так как они видели Христа, пришедшего во плоти. Но есть, конечно, и такие люди на Земле, и были и сейчас есть бесспорно, которые живут духовно и которым Господь является. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что при пении молитвы «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому  Господу Иисусу», мы должны и призваны к тому, чтобы увидеть Христа разверзшего сердце свое.
Сегодняшний день также мы называем и днем Просвещения, потому что в этот день Господь явился людям как Свет миру. Бог троичен, поэтому он называется Трисиятельный Свет, Триипостасное Божество. Он источает нам три света – чувственный, умный и нетварный, которые являются одним светом, потому что Бог един по природе, по естеству, по существу и троичен в лицах, троичен в Ипостасях. Этот Трисиятельный свет осиявает всех, кто приближается к Нему и верует Господу. Но Господь трояко являет этот свет. Чувственный свет Он являет через солнышко, которое, как говорится, является образом Божественного света. Открывает нам явление видимых вещей, мы видим друг друга, видим Землю, видим все. Во тьме же мы ничего не видим. Это, так сказать, низший образ света — чувственный. Но мы имеем разум еще.  И через разум бываем просвещаемы, получаем образование в школах, от родителей, от общества. Познаем различные общественные, политические, нравственные истины. Понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и как жить по законам естества. И это есть свет умный. Но Господь для людей духовных, верующих в Троицу, в Бога, пришедшего во плоти, открывает и Божественную истину,  открывает высший нетварный Фаворский свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир, живущего по заповедям и исполняющего заповеди. Открывает духовные истины и открывает путь ко спасению. И этот свет, конечно же, Господь сегодня нам открыл. Явил именно в день Крещения, в день своего Богоявления. Поэтому этот день называется не столько днем Крещения и Богоявления, что истина, но, прежде всего и самое главное, днем Просвещения. Храм является местом, где Господь открывает людям истину, где Господь является, сходит с небес, соединяется с нами — небо с землей, Бог с человеками. Бог сходит на землю, чтобы человека вознести на небеса, сделать богами по благодати.  И поэтому это день очень важный для нас — день Просвещения, день Крещения и Богоявления.
С праздником, дорогие братья и сестры! Вчера мы освящали воду здесь после Литургии в храме, ночью освящали воду на Иордани. Было множество народу, больше тысячи наверно, не одна сотня машин. И была радость, люди как будто голодные пришли, имея такую духовную жажду, как будто долго не ели, не пили,  пришли на воду и пили её, купались и получили радость. Конечно, немного это было дико, необузданно.  Но с другой стороны  была радость, потому что было присутствие благодати Божьей и люди стремились коснуться благодати. Было много желающих погрузиться в воду. Я думаю, мы с каждым годом сделаем более благопристойным, благочинным это мероприятие. Главное — это то, что люди стремятся к Богу, стремятся к благодати.  Кто-то видит воду и получает радость, кто-то чувствует пришествие благодати Божьей и касается его разумение Божественных истин. С праздником, дорогие братья и сестры.  Скоро уже начинается Великий пост, так что будем готовиться.
 Храни Вас Господь, Матерь Божья, Иоанн Предтеча и все святые.
.
.