Сын мой! Не бойся!

Пожалуй, если попросить какого-нибудь человека попросить одним словом описать эмоции от нынешнего времени, едва ли не чаще всего можно будет услышать о тревоге или страхе. Действительно, продолжающаяся эпидемия коронавируса, экономические проблемы, приходящие из разных мест сообщения о различных волнениях, стычках, противостоянии не способствуют уверенности в завтрашнем дне.
Кто-то склонен видеть в происходящем предвестие конца света. Но в любом случае, правильно ли реагировать на все это страхом? На данную тему размышляет протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, духовник Иверского женского монастыря Орска.

Я хочу затронуть одну непростую тему, и важно, чтобы меня услышало как можно больше людей. Начну издалека, может быть даже, кому-то покажется, что не по делу. Есть такой художественный фильм американского кинорежиссера и актера Мела Гибсона «Апокалипсис». Для кого-то будет непонятно: почему я об этом говорю? Ведь речь в фильме идет совсем не о конце света. Его сюжет повествует о жизни американских индейцев майя еще в доколумбовы времена, о том, как одно племя жестоко покоряет другие, менее развитые, менее сильные. Одни забирают в плен других, кого-то превращают в рабов, кого-то приносят в жертву своим богам, убивая пленников с неимоверной жестокостью; кровь льется рекой. Эта цивилизация имела такие традиции, так как люди не знали Христа, не знали Истинного Бога.

Казалось бы, почему этому фильму автор дает название «Апокалипсис»? Об этом я не буду рассуждать. Но хотел бы на примере эпизода из этой кинокартины заострить ваше внимание на одной детали. В самом начале фильма одно племя, живущее в джунглях таким полупервобытным образом, вдруг на охоте встречает беженцев из соседнего племени, бегущих от разорения, от преследования. Они видят испуганных людей, с которыми случилась трагедия. Индейцы-воины сильного племени разорили, разграбили их, и они спасаются бегством.

И вот молодой индеец, видя эту беду, наблюдает за происходящим широко раскрытыми глазами. К нему подходит его отец, уже умудренный жизненным опытом, и говорит: «Я увидел в твоих глазах страх. Сынок, страх – это страшная болезнь, которая медленно убивает. Не впускай эту болезнь в свое сердце. Я увидел в твоих глазах страх и переживаю тревогу за тебя, чтобы эта болезнь в тебе не поселилась и не начала разъедать тебя изнутри».

Дальше по сюжету жестокие люди, страшные своими нравами и кровожадными традициями, разоряют теперь уже деревню того самого молодого индейца и на его глазах убивают отца, перерезав ему горло. За секунду до смерти отец встает в полный рост, вытягивается, смотрит на сына и говорит: «Сын мой! Не бойся!» Это было его последнее наставление…

Почему я начал как-то странно? Почему говорю об этом фильме, который, казалось бы, не имеет отношения к духовности? Потому что этот эпизод из ленты очень точный и очень важный. Страх – это страшная болезнь, и если человек начинает заболевать этой болезнью, та принимается уничтожать его изнутри, парализует его мужество, его деятельность, помрачает его разум и сердце. Эта болезнь входит во все органы. Именно поэтому старый опытный индеец сказал молодому: «Ни в коем случае не заболей этим».

И как символично, что режиссер назвал фильм «Апокалипсис», хотя в традиционном понимании христиан там ничего нет апокалиптического. Я сейчас наблюдаю, как в прессе, в интернете выходит очень много статей, интервью с темой конца света, апокалипсиса. И в связи с этим хотел бы сказать читателям: да, тема страшная, ужасная, леденящая кровь, но не впускайте в свое сердце эту болезнь – тему страха.

Она вас убьет еще до апокалипсиса. Она разъест вас, сделает вас живыми трупами смердящими. Еще не придет антихрист, а мы уже будем разложены. Запомните, пожалуйста, эти точные слова: «Страх – это страшная болезнь». Не впускайте её в своё сердце.

Пишут и говорят на эту тему сейчас и многие проповедники. Как о фактах они говорят, может быть, правильные вещи. Но если духовник боится Бога и ответственен за свое слово, то всегда должен обращать внимание не только на то, что он говорит. Всегда нужно смотреть, каков будет результат. Если человек рассказал информацию, которая действительно имеет место, но этим привнес в свою паству преждевременный страх, разделение, недоумение, смуту, даже ссору – это безответственно. Более того, такой духовник говорит не от Духа Святого. Это мое частное мнение.

Потому что, по апостолу Павлу, приметы Духа Святого: мир, благость, долготерпение, любовь, милосердие. А когда результат совершенно противоположен этим указанным апостолом приметам, значит, от говорящего вышел какой-то другой дух. И этот дух заразил людей, и они разошлись, зараженные этой болезнью.

Страх – страшное дело, страшная болезнь. Но кто может избежать страха, когда действительно происходят страшные события? Кто может избежать страха своими силами, своими средствами, когда это не в силах человеческих? Аще не Господь – никто не устоит. Опять же повторю слова апостола: «Господи, да кто же может спастись?» И поэтому думаю, что многие проповедники немножко не договаривают, излагая первую часть вопроса. Говорят о том, что действительно может быть близко, может быть страшно, может быть невыносимо и на этом как бы разгорячают, воспламеняют внутреннюю энергию человека. Но дальше они её не направляют в нужное русло, а оставляют эту сильнейшую атомную энергию страха на самотек. И кто и куда направит свою энергию дальше, неизвестно.

Нужно направить в нужное русло. Нужно каждому духовнику, каждому проповеднику, каждому священнику, каждому христианину, который хочет говорить на эту тему, закончить свою проповедь ответом на вопросы: «А как же нам с этим страхом быть? Как нам себя вести в свете этих событий? Что нам с этим знанием делать?»

И вот вторая часть вопроса начинается с самого главного: никто и никогда не сможет выстоять своими силами. Аще не Господь.

А что это значит? Не просто я сижу и надеюсь, что Господь меня спасет. С тем, кто сидит и ничего не делает, ничего и не произойдет. Значит, если пришли времена ответственные, страшные, тревожные, непонятные, то сейчас нужно усугубить внимание не к этой теме, а к духовной жизни. Нужно усугубить свою молитву, дела духовные, все то, что приводит к соединению с Богом, обо́жению. Только в соединении с Богом человек выстоит. Выстоит не сам собой, а Богом, Его силой, Его мужеством, Его вдохновением, Его разумом.

В ответственные времена люди часто ошибаются, особенно когда они перепуганы. Смущенный человек всегда делает ошибки. И поэтому наша проповедь ни в коем случае не должна вводить людей в смущение, в неуправляемый страх, хаос. Сегодня нужно об этом поменьше говорить, читать, поменьше пересказывать, поменьше делиться – нужно усугублять духовную жизнь, нужно усилить свою молитву, чтобы она была еще продолжительнее, еще внимательней, еще сердечней. Через молитву вы получите разум, через молитву вы получите мужество. Ни в каком другом случае.

Можете мечтать сколько угодно о своем мужестве, но придет та крайняя минута – вас постигнет неизвестно откуда взявшийся страх, с которым не сможете совладать. Вы будете делать глупости, потому что ваш ум не будет просвещен Духом Святым, потому что в то время, когда нужно было молиться, вести духовную жизнь, вы были заняты страхами, передачей друг другу тревожащей информации, перезваниванием, советованием друг другу посмотреть тот или другой сюжет, прочитать то слово или другое. В результате мы теряем время, теряем возможность помолиться, укрепиться, соединиться с Богом. А выстоять может только тот, кто с Богом. Сам по себе человек ограничен, он ничего не сможет.

Смотрите: эти времена еще не наступили, а страх – уже в наших глазах. Те люди, которые в нашем мире приближают эти времена, знают, что делают. Они стараются, чтобы страх дошел до каждого из нас через новости, стараются побольше сказать про себя, про свои злые дела, рассказать в мелких деталях, как все будет происходить, чтобы нас заранее перепугать. Поэтому я еще раз напоминаю слова старого индейца, сказанные его молодому сыну: «Сын мой! Не бойся».

А как ты можешь не бояться? Как говорят, сердцу не прикажешь. Как ты можешь не бояться, если страшно? Никак нельзя, если Бог не укрепит. Поэтому поменьше читайте подобную информацию, поменьше передавайте ее.

Кто-то скажет: но мы же должны знать… Бог вам скажет, если вы будете в Духе Святом. Дух Святой вас просветит, когда и как это будет. Помните, как Господь говорит о мучениках: когда приведут вас на мучения, будут спрашивать вас, не напрягайтесь, что и как сказать, Дух Святой будет говорить вашими устами. Если вы будете в Духе. А если вы будете не в Духе, не ломайте голову – ничего вы не скажете и не выстоите, и в вас ни мужества не будет, ни вдохновения.

Поэтому побольше ходите в храмы, побольше молитесь. Поменьше смотрите и передавайте друг другу эти сюжеты из интернета и телевидения, которые парализуют нас раньше времени, заражают нас этой страшной болезнью – страхом, входящим во все наши органы, в сердце, в разум, парализующим нас, лишающим разума и вдохновения. Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

Протоиерей Сергий Баранов

Публикация газеты Орской епархии
«Жизнь во Христе – слово о вере»

Просмотров: 142
Прп. Лев Оптинский
Жалуешься на бедность, но богатство для тебя еще вредно, когда зашевелится четвертак в кармане, то ты уж и покажешь себя.
Прп. Лев Оптинский
vkontakte
vkontakte
facebook
elitsy
instagram