Живопись иглой
Газета «Бизнес-Арс»,
№33 (1117) 13-19 августа 2015 г.
Золотошвея Анна Семёнова приехала в Арсеньев из города Сергиев Посад, следуя за мужем, диаконом Александром. Приехали по распределению и повелению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Александра назначили служить в приход Благовещенского кафедрального собора Арсеньевской епархии год назад сроком на 2 года.
До приезда в Арсеньев семья Семёновых – Александр, Анна и двое маленьких детей, также по распределению, жила на Сахалине – на Дальнем Востоке остро стоит вопрос нехватки кадров священнослужителей. С собой золотошвея привезла работу – настольные пяльцы и нанизанное на них полотно. Вот уже три года, в день всего по сантиметру, Анна кропотливо вышивает икону для служения в соборе Троице-Сергиевой лавры.
Эту работу – воздух для алтаря Троицкого собора, Анна вышивает уже три года. В день получается не больше чем по сантиметру. Особенно трудно золотошвее вышивать святые лики. Остаётся лишь молиться, чтобы Господь позволил соприкоснуться с таинством.
.
Рисуя нитью по ткани
Вышивание икон бисером и нитями – лицевое шитьё – удивительное мастерство, издревле известное на Руси. Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Вышивание икон всегда считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия – светлицы. В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Старинные иконы облачались в богатые оклады с бисером, жемчугом, пиленым перламутром, драгоценными камнями.
До наших дней дошли собрания произведений лицевого шитья, они хранятся в музеях Московского кремля, в Русском музее в Санкт- Петербурге и в Сергиевом Посаде.
Работы Анны – покровы, воздУхи, покровцы и закладки – утилитарные. Они не хранятся в музеях – все идут на ризницу Троицкого собора, на покров раки Преподобного Сергия, евангелие и сосуды.
– Когда работа уже служит в соборе, – рассказывает Анна, – я перестаю её воспринимать как свою. Будто бы она живёт своей собственной жизнью. А когда берусь за новую, то даже не могу вспомнить, как вышивала прежнюю, словно Господь даёт этот дар лишь на время. Мне остаётся лишь молиться, чтобы было позволено соприкоснуться с таинством. Очень тревожно на душе, когда вышиваю лики святых, слёзы наворачиваются. С особым трепетом и страхом «вырисовываю» иглой глаза по ткани.
.
От греховной гордыни
Однажды Анна вышивала нерукотворный образ Спасителя, шила уже полгода, и всё ей казалось, что работа несовершенна. Кусая губы и плача, наконец, распорола чуть не до дырки. Пытаясь успокоиться и собраться с мыслями, сходила на исповедь к батюшке, священник выслушал её и спросил:
– Дитя, может, ты не с чистыми помыслами работаешь?
– Да как же не с чистыми!
– Может, ешь много, чревоугодничаешь?
– Да нет, родные ругают, что уж и не ем вовсе.
– Спишь много?
– Совсем сон потеряла!
– Так у тебя, девонька, не уныние тогда, а совсем беда-огорчение. Тебе надо поесть, поспать. Съешь шоколадку, отдохни, а затем вышивай как умеешь. Смирись и не ищи выше того, что тебе дано Господом, – это греховная гордыня.
.
Сначала светское, затем – духовное
Первое образования у Анны – светское, училась на ювелира. Батюшка, к которому юная девушка пришла за советом, куда пойти учиться, благословил сначала получить светское образование, а уж затем – богословское. Когда встал вопрос, на какое отделение поступать в семинарию – регентское, иконопись или шитьё, Анна поехала к прозорливому старцу. Старец повелел шить. В семинарии Сергиева Посада Анна отучилась три года. Училась и трудилась подмастерьем у опытной золотошвеи. Все ученические работы Анны сразу уходили в собор, на служение.
К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского, по благословению епископа Феог- носта – наместника Троице-Сергиевой лавры, вышивала копию покрова, – вспоминает Анна. – Образцом служил один-единственный покров, чудом сохранившийся до наших дней с XIV века. Говорят, что древний образ принадлежит кисти Андрея Рублева, а вышивали его монахи, видевшие самого Преподобного Сергия и помнившие его черты. До того, как я вышила, никто за эту работу не брался. Вышивая, стежок за стежком, шла за полотном мастера.
Точная копия древнего покрова теперь накрывает мощи Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре.
.
Увидеть ткань можно только под лупой
Анна много бывает в музеях, общается и сотрудничает с реставраторами. Только они имеют доступ к старинным вышитым иконам и могут показать изнанку шитья. Увидеть подклад иконы часто просто необходимо, чтобы на копии восстановить цвет оригинала. Многие произведения искусств в свое время были восстановлены неправильно: при реставрации удаляли рассыпавшуюся в бахрому ткань, а вышивку переносили на другой холст, который зачастую даже не совпадал с оригиналом по фактуре и цвету. Бывает и так, что на древней работе выцвели краски холста и нитей. Первоначальный материал можно распознать только по мельчайшим частичкам нитей и ткани, под лупой.
.
Для нитей – только натуральные красители
Шелковые нити для вышивки золотошвея красит сама по особой технологии. Чтобы выкрасить нить, моток нужно распустить, распушить, иначе окраска будет неравномерной. Процесс окрашивания нити для получения всего одного цвета занимает не менее 3-4 часов. Для окрашивания золотошвея, как и положено по старинной традиции, берёт только натуральные красители: желтый и коричневый получаются из цветков ромашки, бежевый – из ольхи, синий – индиго – из растения семейства бобовых индигофера тинктория, это травянистое растение растёт только в южных широтах. Зелёный получается из смеси ромашки и индиго, красный – из травы марена, найти её можно только в Египте. А красно-коричневый краситель – кармин – «добывается» из высушенных телец насекомых. Эти жучки обитают только в Армении, Азербайджане, Польше и Мексике.
– Натуральные красители раздобыть трудно, – говорит Анна. – Но мы, золотошвеи, общаемся между собой и зачастую знаем, как и где их можно приобрести. Жучков, например, мне привозили по специальному заказу из Германии. Для вышивки шелковыми нитями, разумеется, и холст нужен шелковый. Ткань покупаем строго по метражу – итальянскую и английскую, она очень дорогая.
.
За помощью – к владыке
До того, как начать вышивать, Анна готовит рисунок, делает проект и разрабатывает композицию будущего полотна. Совместно с руководителем – начальником золотошвейной мастерской обсуждает детали. А уже после, когда проект утверждён, Анна садится за пяльцы. Перво-наперво, чтобы рисунок из вышивки был объёмный, ниточкой прокладывает подклад. Когда работа уже кипит, бывает, одолевают сомнения и нужен совет духовника с художественным вкусом. В Арсеньеве Анна обращается за помощью к владыке Гурию, его художественное образование и понимание духовно-прекрасного не раз помогали золотошвее найти нужный тон и расставить акценты.
Иногда думаю: пока я вышиваю одну работу, иконописцы бы уже с десяток икон написали, – делится мыслями Анна. – Но когда вышью и работа уже уходит в служение, переполняет чувство радости и благодарности к Богу. Я не мыслю себя без вышивки икон, как не представляю свою жизнь без Православия.
.
Город церквей и молодёжи
Я сама из семьи священнослужителей, нас, детей, в семье много, и все – православные, все получили высшее духовное образование. В Сергиевом Посаде, откуда я родом, целый город церквей, в духовной школе учится 400 ребят. В воскресный день в каждом храме яблоку негде упасть, до пятидесяти ребятишек родители приводят на службу. В Арсеньеве с детьми приходим в храм и удивляемся: моя дочка – двухлетняя Мария, бывает, что в храме из ребятишек одна. И молодежи в Арсеньеве мало, а у нас полным-полно девчат и ребят. И женихов, и невест всем хватает.
Беседовала Виктория Процкая.
Фото автора.
Просмотров: 75