Религий много, почему Православие?..
Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры, в которой спаслось множество людей верных. Этот талант мы приняли через апостолов Христовых. Этот талант неоцененный попран многими русскими, и они ответят за него праведному Судии.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
.
Слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, взятые мною эпиграфом, невольно всплыли в памяти после нежданной встречи на улице – две женщины, целенаправленно свернувшие в мою сторону (как будто именно я и нужна была им), в улыбчиво-вопросительном молчании встали предо мной, словно оценивая, с кем должен состояться у них разговор.
– Вы не хотели бы… – наконец произносит одна из них…
По первым же словам и образу их действий сразу определяю: передо мной уличные вербовщики, соработники иноземных миссионеров, «ловцы душ человеческих», раскидывающие в родном отечестве сети чужой и чуждой русской душе псевдорелигии, именующие себя «свидетелями Иеговы».
– Нет, не хотела бы, – не дав закончить фразу, прерываю пытающуюся вовлечь меня в нужное им русло разговора. И, уже отходя от них, добавляю: – Кто вы, мне известно. Но я-то – православная!
– Подождите, православная, – останавливает меня настроившаяся на дискуссию ведущая «целевой прогулки», – мы же по одной земле ходим!
«Мы же по одной земле ходим…»
Замечательно, хоть и по другому поводу, о «земле» сказал священнослужитель Православной Церкви, о. Борис Ничипоров. Слова его заслуживают того, чтобы их полностью привести здесь.
«Я не знаю, – пишет он, – какие корни и исторические основания имеет, скажем, на Тверской, Калужской или Нижегородской земле мусульманство или буддизм, но то, что стояние православного храма на русской горке или в русской низине (как Псково-Печерский монастырь) абсолютно, совершенно соответствует архитектонике самой этой земли – это точно. Церковь сохранила для нас с вами всё: традицию, тексты самого разного содержания – исторические, житийные, канонические, детскую духовную литературу… Я могу поехать… на юг – в Калужскую область, а там – знаменитая Оптина пустынь. Я могу поехать на север – там святыни Кириллова и Соловков. Я обращаю своё внимание на запад – там Печоры, Новгородская София и пр. А вот все сектантские группировки ведут на нашей земле внеисторическую раскольническую жизнь. В этом их трагедия, в этом источник их бесконечных проблем. Мы же, православные, свои на своей земле. Скажем, для «наших» кришнаитов понятие земли и национального возрождения – это пустые слова. Но мы хотим напомнить, что Господь Иисус Христос воскрес во плоти, через плоть в духовный мир входят и такие понятия, как «земля» («святая земля» или, напротив, «осквернённая земля»), понятие русского, украинского, болгарского и др. Последнее мы употребляем не в националистическом, а в патриотическом залоге».
Бог избрал возвеличенную Им Россию принять и до скончания веков блюсти Православие – истинную веру, принесённую на землю для спасения нашего Господом Иисусом Христом (С.А. Нилус).
«Святое православие стало у колыбели нашего царства почти тысячу лет назад, – напоминает священномученик Иоанн Восторгов, – и с тех пор оно было и будет Ангелом Хранителем России; святое православие объединило русский народ и приобщило к нему по единству веры и другие, нерусские племена; святое православие служило связью между разрозненными частями нашего народа, когда он, по несчастным обстоятельствам, разделялся и терял государственное единство под напором врагов наших; святое православие научило русский народ любить свою родину и своих царей, ввело в наш народ великие добродетели духа, сделало его народом христианским и богоносцем, сделало нашу Русь «Святой Русью»; святое православие обогатило наш язык, сообщило нам первые зачатки образования, сохранило их в церквах и монастырях… Не мудрено, что враги русского народа, желая ему погибели, хотели бы лишить его святого православия».
Именно на это рассчитан был теперь уже всем известный «план Даллеса», директора ЦРУ в 50 – 60-е годы, одного из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР: «…мы бросим всё, что имеем, – всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников, в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа; окончательного, необратимого угасания его самосознания… Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем».
Недвусмысленно и заявление бывшего госсекретаря США З. Бжезинского: «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское Православие».
В своё время великий русский классик, православный мыслитель Ф.М. Достоевский дал свою оценку силе русского народа: «Главное… у нас Православие, наш народ велик и прекрасен потому, что он верует, и потому, что у него есть Православие. Мы, русские, сильны и сильнее всех потому, что у нас есть необъятная масса народа, православно верующего. Если же бы пошатнулась в народе вера в Православие, то он тотчас же бы начал разлагаться, как уже и начали разлагаться на Западе народы… где вера (католичество, лютеранство, ересь, искажение христианства) утрачена и должна быть утрачена».
Та же мысль выражена автором «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Далем, изучавшим деятельность сект на территории Российской Империи: «Православие – великое благо для России… Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво… А отчего это? Оттого, что он православный… Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие…»
Именно Православная Церковь сформировала русскую душу, русский характер в течение целых веков, русскую систему ценностей – с ней и в ней Россия существовала столетия. По слову святителя Илариона (Троицкого), увенчавшего своё земное служение подвигом мученичества и исповедничества, «Россию можно представить без парламента, без университетов, но Россию нельзя представить себе без Церкви». В этом – вся Россия, продолжающая «неприкосновенно хранить вверенный первоначальный церкви залог веры, ничего не прибавляя и не убавляя», в ореоле святости русской души, духовно переродившейся силой Слова.
О высоте русского народа, сформировавшегося как нация со вселенским самосознанием в недрах Православной Церкви, говорит весь русский быт, освящённый непрерывным подвигом, подвигом неисчислимых великих святых, подвижников благочестия прошлых веков, новомучеников и исповедников православной веры, пострадавших за веру и Отечество, – святителей, преподобных, праведных мирян, чьей кровью осолилась земля Русская, кто установил, создал Россию, Святую Русь.
«Русь Святая» – такой воспринял Московскую Русь побывавший здесь в 1654-1656 годах архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, отождествивший глубокую религиозность русского народа со святостью. «Без сомнения, – свидетельствовал восточный православный иностранец, – эти русские – все святые, ибо превосходят своим благочестием даже пустынных отшельников. Богу угодно было сделать этот народ Своим – и он стал Божиим – и все его действия от Духа, а не от плоти».
«Оглянитесь назад, в века минувшие: со дней блаженной княгини Ольги и её великого внука – нашего просветителя князя Владимира, – призывает архиепископ Никон (Рождественский), – сколько святых Божьих просияло благочестием на Русской земле! Есть в Сергиевой пустыне, под Петроградом, в храме, построенном её настоятелем – художником архимандритом Игнатием (Малышевым), на стенах большая картина, простирающаяся через весь храм: это – Святая Русь. Вот впереди всех русские первомученики Феодор варяг и его сын Иоанн, и тут же княгиня Ольга, князь Владимир, а за ними идут-идут непрерывной чередой ко Христу Спасителю православные русские люди, в подвигах добродетелей просиявшие, Богом прославленные и Церковью к лику святых Божиих причисленные, – идут через все века… – сонм многих зело-зело… Тут и святители, печальники родной земли, тут и великие подвижники, преподобные, и великие князья, умевшие сочетать подвиг благочестия, подвиг смирения и молитвы, с княжескими порфирами, тут и воины, и дети, и мужи совета и разума, и простецы, и девы подвижницы, и вдовицы, себя всецело Богу предавшие…»
«Какое драгоценное достояние наше – православная вера! – возглашает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Сколь многие добромысленные люди всех веков и сколь удобно спаслись в ней! Сколь губительные ереси пресекали и отсекали святые отцы всех Соборов Вселенских и Поместных и сколь многие отцы святые и богомудрые подвизались в защите правоспасительной веры! Как мы должны их любить, благодарить, благоговеть пред ними, чтить всей душой, как Господа благодарить! Как твёрдо держаться должны мы веры своей и ни по каким побуждениям не отпадать от неё и не совращаться в ереси и секты!..»
В 20-м столетии, однако, появляются секты новой формации – так называемые тоталитарные, использующие современные психологические методы, направленные на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. В числе их – секта «Свидетели Иеговы», вобравшая в себя сразу несколько ересей и лжеучений. Она – одна из многочисленных тоталитарных сект, хлынувших с Запада и Востока в нашу страну и заполонивших наши города.
Организация имеет жёсткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру. Административно-территориально секта – как всемирная организация – содержит Руководящую корпорацию во всемирном главном отделе в Бруклине (США), её уполномоченных представителей в крупных зонах, под ними – комитеты филиалов, надзирателей в областях, надзирателей в районах, старейшин в собраниях и рядовых членов. Секта утверждает, что самой Руководящей корпорацией якобы руководит непосредственно Бог.
Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчёты о их деятельности и передаются вверх по инстанции. В большинстве филиалов имеются хорошо оснащенные типографии и сети распространения публикаций.
Во всех звеньях регулярно составляются подробные отчёты о их деятельности и передаются вверх по инстанции. В большинстве филиалов имеются хорошо оснащенные типографии и сети распространения публикаций.
Организация создаёт тотальные учёты всех жителей районов, в которых она действует. Для вербовки своих сторонников члены секты ходят по квартирам, дежурят в общественном транспорте, «ловят» прохожих на улицах. Как можно больше людей вовлечь в свою секту – такая цель ставится перед «свидетелями», даже недавно обращенными, ещё не понимающими, в какую паутину они попали. И в этом они напористы и настойчивы. Ни один человек, замечает религиовед, кандидат богословия А. Л. Дворкин, не приходит в тоталитарную секту сам – туда приводят. Приводят через недобросовестную рекламу, через сокрытие информации, через ложь. За последние годы массовое пополнение секты происходит в основном за счёт наших соотечественников и государств бывшего СССР.
При обходе квартир они используют специальные бланки учёта, которые после заполнения представляются старейшине собрания (ведётся детальный учёт «служений по домам», с указанием квартир, дат и времени посещений, реакции жильцов) и затем направляются в Руководящую корпорацию США. «Кто противоречит руководству, тот работает на сатану» – их действующий принцип. Многими российскими организациями «Свидетелей Иеговы» руководят зарубежные надзиратели.
Жизнь членов секты жёстко регламентирована и направляется старейшинами и надзирателями и ограничена системой запретов: им запрещается отмечать праздники, свои дни рождения и дни рождения близких, запрещается переливание крови (на их совести не одна смерть, поглотившая молодые жизни, – лишь только потому, что наложен категорический запрет на это спасительное для жизни средство; на их совести не одна смерть подростков, покончивших с собой; разрушенные семьи, утраченные жилплощади, имущество…). Жениться ли (замуж выйти), на ком и когда, иметь ли детей – это как секта решит. Если дети родятся – она же решит, стоит ли воспитывать их самим родителям или отдать в другую сектантскую семью, которая их лучше воспитает в сектантской вере. Кровные родители – мать и отец – родители не настоящие –« сатанистские», которые желают вам только зла.
С целью дезориентации руководители секты запрещают своим рядовым членам читать православную литературу, называя её также «сатанистской». Они обязательно должны посещать занятия, план и даже время которых определены в Бруклине. На специальных занятиях их натаскивают, как вести себя в различных ситуациях, как наиболее эффектно смутить и запутать собеседника в богословских спорах. Они буквально засыпают неискушённого слушателя цитатами из обрывков фраз Библии, извращая их смысл и обходя многочисленные места, явно противоречащие сектантской точке зрения.
Вряд ли «свидетелям», пополняющим ряды секты, известна её история: посвящать вступающих на сомнительную тропу служения ей отнюдь не в интересах Руководящей корпорации. А история её весьма примечательна, и начинается она с Чарльза Тейза Рассела (1852 – 1916), малообразованного владельца галантерейных магазинов в штате Пенсильвания (США), который в1884 г. основал «Общество Сторожевой Башни Сиона» и начал издавать журнал под таким же названием – «Сторожевая Башня Сиона», где публиковал свои «пророчества» о конце света – грядущей великой битве добра и зла – Армагеддоне, в которой должны были погибнуть все грешники, кроме 144 тысяч избранных из «Общества Сторожевой Башни Сиона». Однако предсказание «пророка» не сбылось – не случилось в назначенный им срок – 1914 год – великой битвы, и грешники избежали гибели. Не сбылось и последующее его предсказание.
В 1886 г. Ч. Рассел опубликовал первый том из серии своих толкований на Священное Писание под названием «Тысячелетняя заря». Этот комментарий, называемый «Изучение Писаний», и есть основное толкование Священного Писания в этой организации. Со временем стали появляться статьи о «губительном учении человека, который не является ни учёным, ни богословом» и который «практически ничего не знает о философии, систематическом и нравственном богословии и находится в полном неведении относительно древних языков». Об учении Рассела заговорили как об «антинаучной, антибиблейской и антихристианской пропаганде, извращающей очевидные доктрины Священного Писания». Процессы в суде по его искам «за клевету» Рассел всегда проигрывал: не клевета то была всё-таки, а правда. Ко всему прочему, он был ещё и преуспевающим бизнесменом, контролирующим весь огромный финансовый капитал «Общества».
После смерти Рассела главой «Общества Сторожевой Башни Сиона» стал Джозеф Ротерфорд. Новый президент организации опубликовал седьмой – последний – том к шеститомному комментарию «Изучение Писаний» – под названием «Исчезнувшая тайна», в котором полностью опровергал всё ранее написанное Расселом, что стало причиной разногласия в «Обществе Сторожевой Башни Сиона», приведшего к её расколу в 1931 году. Основная масса пошла за Рутерфордом под новым названием организации – «Свидетели Иеговы», – какое дал ей, опираясь на книгу пророка Исаии (гл. 43, стих 10), её лидер. Остальная часть образовала «Ассоциацию учеников по изучению Библии Зари».
Однако новое название оказалось всего лишь маскировкой бывшей организации, чем введены были в заблуждение миллионы людей, поверивших, что «Свидетели Иеговы» – другая организация. И поскольку ей угрожал распад, Ротерфорд реформировал богословие секты.
Новый руководитель, пересмотрев расчёты предшественника, установил новую дату Армагеддона – 1918 год. Всем, кто не принадлежит к «Свидетелям Иеговы», была определена участь «козлов», судить которых будет Христос на Страшном Суде. Не сбылось и это, нового «пророка», ожидаемое предсказание. По прошествии 1918 года была установлена новая страшная дата – 1925 год. Не «сработало» и это предсказание. После 1925 года угрожающая дата была перенесена на 1931 год… и так до 1966 года. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие, но говорил сие пророк по дерзости своей» (Втор. 18, 22), – не о таких ли «пророках» говорит Священное Писание? И если бы не эти две ключевые фигуры сектантской организации – Рассел и Рутерфорд, – то её просто не существовало бы.
Без всяких оснований относя себя к истинному христианству, секта все основы православия объявляет «сатанистскими» и призывает христиан выйти из Церкви. Богословие её крайне примитивно, противоречиво и ориентируется на людей, не знающих Священного Писания, начал истории религий, философии. Его базой являются личные взгляды основателей секты, ошибки и заблуждения которых по мере их разоблачения компенсируются подтасовками изолированных от всего текста цитат из Библии и ложным толкованием. Они не признают Священное Предание, Таинства, иконы, храмы, монастыри. Секта активно создаёт своё «предание» – толкование Библии, и даже прямое изменение и сознательную фальсификацию её текста. В их «вольном» переводе Библии, называемом Переводом Нового Мира, однозначно встречаемое в греческом тексте слово «Господь» фальсификаторы заменили на слово «Иегова» более чем в двухстах местах Нового Завета – канонический текст Библии подгоняется под примитивное богословие «Свидетелей Иеговы».
Для них Крест Иисуса Христа – символ зла. Игнорируя многочисленные высказывания в Новом Завете и данные исторических наук, они утверждают, что Иисус Христос был распят на столбе, что Он не Бог, а лишь творение Божие и до появления на Земле был на небе архангелом Михаилом, что в христианских церквах служат не Богу, а сатане, что отмечать христианские праздники – великий грех.
Они отрицают Личность Святого Духа, отводя Ему роль некой силы, исходящей от Бога Иеговы.
… Прощаясь со Своими учениками, Христос обетовал им иного Утешителя – Духа Святого, Который будет наставлять их, вести ко всякой истине и Который пребудет с ними во век (Ин. 14, 16 – 17; 15, 26; 16, 13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании – что Он оживляет Церковь, которая есть тело Христово. В членах Церкви живёт Дух Божий (Рим. 8, 9; 11 – 23; 26, 2; 2 Тим. 1, 14; 1 Петр. 4, 14), Который их водит (Рим. 8, 14). Дух Святой есть единый источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (1Кор. 12, 4 – 11). Церковь живёт, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым.
… Прощаясь со Своими учениками, Христос обетовал им иного Утешителя – Духа Святого, Который будет наставлять их, вести ко всякой истине и Который пребудет с ними во век (Ин. 14, 16 – 17; 15, 26; 16, 13). Об этом-то Духе Святом и говорится постоянно в Священном Писании – что Он оживляет Церковь, которая есть тело Христово. В членах Церкви живёт Дух Божий (Рим. 8, 9; 11 – 23; 26, 2; 2 Тим. 1, 14; 1 Петр. 4, 14), Который их водит (Рим. 8, 14). Дух Святой есть единый источник всех духовных даров, которыми наделены члены Церкви (1Кор. 12, 4 – 11). Церковь живёт, мыслит и преуспевает в совершенстве, руководимая Духом Святым.
«Свидетели Иеговы» отвергают Единосущную Пресвятую Троицу, «не замечая» множественные утвердительные высказывания об этом в Библии и толкуя непросвещённым простецам, что Троица – это выдумка дьявола, чтобы отвлечь людей от поклонения истинному Богу Иегове, свидетелями Которого они являются.
«В VII веке от Рождества Христова сын арабского кочевника Магомет в силу своего языческого миропонимания, так и не поняв сущности Триединого Бога, обвинил христиан в многобожии. На рубеже ХХ столетия основатель «Сторожевой Башни» «пастор» Чарльз Рассел превзошёл древнего бедуина и объявил, что поскольку понятие Троицы противоречит человеческому разуму, то догмат о Троице является «учением, порождённым сатаной, – обличает лжеучение сектантского проповедника православный священнослужитель Александр Новопашин. – Человеческому разуму необъяснимы многие чудеса, совершённые Иисусом Христом, но в них мы верим, так как открыл нам это Сам Господь в Священном Писании. Откровение о Троице дано было пророком Моисеем уже в первых главах Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Такая, казалось бы, грамматическая несогласованность в виде сочетания единственного и множественного чисел по отношению к Богу как раз свидетельствует о том, что сотворению человека предшествовал особый совет Святой Троицы – Единосущной и Нераздельной. И практически в каждой книге Ветхого и Нового Заветов можно найти подтверждение, что Бог Творец – это не только Бог Иегова, но и Бог Сын и Бог Дух Святой».
Будем помнить предостережение святого апостола Павла, обращённое в послании к Колоссянам: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8).
«Не позволительно ни нашей церкви, ни другой делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам, – учит преподобный Феодор Студит, – потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелие, напрасны правила, и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено делать то, что угодно ему со своими, будет новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет».
«Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем…», – так начинает своё послание к Галатам проповедник православной веры апостол Павел, вразумляя их: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1, 6 – 12) – то есть «в вопросах догматических не может быть никаких внутренних и тем более внешних авторитетов». Когда заходит речь о догматах, по истолкованию Блаженного Феофилакта, апостол Павел отвергает всякий авторитет, единственным авторитетом считая авторитет только Самого Христа: не говори мне, что твои апостолы проповедуют другое – я самого себя не пощажу, если не буду благовествовать истинно, то есть предам анафеме и себя.
Любопытно объяснение сектантами названия своей секты – «Свидетели Иеговы»:
– Имя «Иегова» встречается в Библии приблизительно семь тысяч раз. Сказано в Псалмах: «и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю» (Пс. 82, 19). Слово «Бог» – есть титул, а не собственное имя Всевышнего, как и «президент», «царь» и «судья» не есть имена собственные. Это имя присутствует и в Новом Завете, например, в слове «Аллилуйя», что означает «Восхваляйте Яг». «Яг» – это краткая форма имени Иегова. В Синодальном переводе Библии это слово встречается восемь раз (Быт. 22, 14; Исх. 3, 14, 15, 3; 17, 15; 33, 19; 34, 5; Суд. 6, 24; Ос. 12, 5). Иудейские суеверия не разрешали произносить это имя вслух. Но теперь значение этого имени восстанавливается по всей земле. Перевод «Нового мира» восстановил имя «Иегова» и в «Греческих» писаниях. И это справедливо. «Свидетелями Иеговы» были не только древние верующие, но и Сам Христос: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исх. 43, 10).
Православный: В названии вашей организации меня настораживает всё: и первое и второе слово. Начнём с первого слова «свидетели». Может ли быть свидетелем какого-либо события человек, прочитавший о нём в книге или услышавший что-либо от других людей? Конечно, нет! Свидетель всегда самоочевидец события.
– Имя «Иегова» встречается в Библии приблизительно семь тысяч раз. Сказано в Псалмах: «и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю» (Пс. 82, 19). Слово «Бог» – есть титул, а не собственное имя Всевышнего, как и «президент», «царь» и «судья» не есть имена собственные. Это имя присутствует и в Новом Завете, например, в слове «Аллилуйя», что означает «Восхваляйте Яг». «Яг» – это краткая форма имени Иегова. В Синодальном переводе Библии это слово встречается восемь раз (Быт. 22, 14; Исх. 3, 14, 15, 3; 17, 15; 33, 19; 34, 5; Суд. 6, 24; Ос. 12, 5). Иудейские суеверия не разрешали произносить это имя вслух. Но теперь значение этого имени восстанавливается по всей земле. Перевод «Нового мира» восстановил имя «Иегова» и в «Греческих» писаниях. И это справедливо. «Свидетелями Иеговы» были не только древние верующие, но и Сам Христос: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исх. 43, 10).
Православный: В названии вашей организации меня настораживает всё: и первое и второе слово. Начнём с первого слова «свидетели». Может ли быть свидетелем какого-либо события человек, прочитавший о нём в книге или услышавший что-либо от других людей? Конечно, нет! Свидетель всегда самоочевидец события.
Апостолы не назывались «свидетелями Иеговы». Сам Христос почитал их свидетелями Своими. Он говорил, обращаясь к ним: «но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). «Свидетель», в новозаветном понимании этого слова, – именно самоочевидец. Когда вместо отпавшего Иуды избирали нового апостола, этот принцип вполне проявился. Критерием для избрания нового апостола было его личное присутствие при известных событиях, Как и выразил этот принцип апостол Пётр: «начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознёсся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян. 1, 22). Назывались свидетелями и первые христианские мученики, как, например, «верный свидетель… Антипа» (Отк. 2, 13). Своими страданиями они свидетельствовали о преданности Господу Иисусу.
Текст из Исаии, где говорится: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал…» (Ис. 43, 10). Здесь говорится о еврейском народе и о роли пророка Моисея. Для обоснования вашего понимания рассматриваемого понятия этот текст явно не подходит. С другой стороны, слово «свидетель» может означать достаточно много, так что характеризовать им члена христианской общины, его отличие от других людей оно не может. В новом Завете сказано: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11, 26). Словами «в первый раз стали называться» апостол говорит о возникновении этой поистине апостольской традиции – называть Церковь Христовым именем – ХРИСТИАНЕ. Кстати, имя «Иегова» ни разу не встречается ни в одном греческом тексте новозаветных Писаний.
Сектант: Всё же имеются тексты «Греческих» писаний, в которых присутствует имя «Иегова». В 1944 году в «Журнале теологических исследований» был опубликован фрагмент папируса на греческом языке, где это имя было сохранено в своём первоначальном виде и не заменено тем или иным титулом…
Православный: Какой фрагмент из Библии был воспроизведён в этом папирусе?
Сектант: Вторая половина книги Второзакония.
Православный: Вот именно! Ветхий Завет. Нет ни одной рукописи новозаветных Писаний, где бы присутствовало это имя. Но и в самом втором слове названия вашей организации вы тоже погрешаете против истины. Слова «Иегова» нет ни в одном еврейском, греческом и славянском своде Библии. В самом еврейском тексте имя Бога никогда не прочитывалось так, как вы произносите это имя. И более того, подобная неправильная форма произнесения этого имени представляется самим носителям еврейского языка более чем ошибочной. Так, в «Еврейской энциклопедии» мы можем прочитать по поводу этого слова («Иегова») следующее: «Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», ИГВХ, которая, однако, с филологической точки зрения признаётся недопустимой…» (т. 8, с. 130).
Христос пришёл просветить – спасти человечество. Существуют различные религии вне Его Откровения, но они не приведут к цели, – разъясняет важность сохранения православной – истинной – веры иеромонах Серафим (Роуз). Целью же является спасение – «вечная жизнь и Царствие Небесное, и Господь воплотился, чтобы открыть его нам». Вы можете стремиться к различным относительным элементам истины в других религиях, говорит он, но они не открывают Небеса, потому что, по словам священномученика архиепископа Илариона (Троицкого), для спасения нужны особые благодатные силы, а силы эти можно иметь лишь тому, кто причастен к жизни церковной, к жизни единого и неразделимого тела Христова. Благодатная сила Духа Святого действует в Церкви многоразлично: в Таинствах и священнодействиях Церкви, в общей молитве и общей любви, в церковных служениях…»
Есть одна Церковь, которая произошла непосредственно от Христа и учит тому, чему учили в древние времена, – это Православная Церковь. Православие сознательно хранит старые традиции, которые исходят от Христа, Апостолов и ранних Отцов Церкви. Потому оно и известно как консервативное, ортодоксальное; потому Православие есть истина – смысл, вложенный Иисусом Христом в Церковь, сохранился до наших дней лишь в Православной Церкви.
«Слышим, что во всякой вере можно угодить Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от её жизни и богослужения, до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии! – с горечью восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода, и её непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола… Следует и то сказать к славе веры православной, что ни одна религия, кроме православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и угождению Богу, что показывает и история Церкви, и нетленные, чудотворные останки святых угодников Божиих, и дивные подвиги святых Православной Церкви…»
Та же авторитетная убеждённость в чистоте православной веры – в словах священномученика Иоанна Восторгова: «Есть у нас Церковь Христова, это вечное пребывание с нами Христа и апостолов. Что находим в Церкви? В Церкви – правая вера; небесный Домовладыка засеял плодовитую ниву нашей родной земли пшеницей чистого православия, чистого благочестия. Гоните же от себя всякие соблазны раскола и сектантства, всякие рассуждения, которые клонятся к подрыву или ослаблению веры, всякие сомнения, всякое неверие… В Церкви возлюбим друг друга, объединимся, будем хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Так заповедует апостол». И «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2, 19).
«Все секты, возникавшие за историю существования исторического христианства, рано или поздно приходили к своему концу, – констатирует «православный» в беседе с «сектантом». – Любые их попытки расшатать Церковь оказывались бесплодными, ибо основатель Церкви некогда изрёк: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).
Обращаясь к людям, не сделавшим свой религиозный выбор, религиовед, кандидат богословия А.Л. Дворкин призывает к бдительности. «Это неправда, что Православная Церковь борется с инаковерующими, боясь конкуренции, – вводит он в истинное положение дел. – Она лишь предупреждает: если уж нам довелось жить при «религиозном рынке», будем грамотными потребителями. Ведь каждый человек серьёзно относится к покупке товара, обращает внимание на его качество и остерегается подделок. Но, приобретя некачественный товар, вы лишь потеряете деньги. Имея дело с духовными подделками, вы рискуете гораздо большим: всем своим имуществом, окружением, карьерой, семьёй, здоровьем, да и всей вашей жизнью и, главное, – спасением души».
Подготовила Н.Ф.Бояринова
.
При подготовке материала использованы труды отцов Церкви: святого праведного Иоанна Кронштадтского, священномучеников Илариона (Троицкого), Иоанна Восторгова; прот. Александра Новопашина, иер. Олега Стеняева, иеромонаха Серафима (Роуза) Александра Дворкина; данные справочника «Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера» (Белгород, 2002 г.), Библия (синодальный перевод).
Просмотров: 604