Неизвестный святитель. Памяти святителя Иннокентия Московского (+ Фото + Видео)

Кажется, годы потрясений и политических преобразований не оставили камня на камне от генетической памяти русского народа. И многие из великих имен героев нашей страны ныне благополучно забыты. Одно из них – имя святителя Иннокентия (Вениаминова).
В 1986 году Представители Русской Православной Церкви заграницей приехали на родину святителя в село Ангинское Иркутской области – хотели выкупить домик, в котором он родился. Что же этот человек сделал такого, что за памятью о нем приехали с другого края земли? Почему алеуты до сих пор принимают русские имена в память о святителе?
13 марта 2018 года в филиале “ПГОМ им. В.К. Арсеньева” Музей истории г. Арсеньева открылась передвижная выставка “От просветителя к Святителю”, посвящённая святителю Иннокентию (Вениаминову). Организовали выставку Приморская митрополия и Приморский государственный объединённый музей имени В.К. Арсеньева. Иллюстративный материал, размещенный на выставке, – результат сотрудничества Музея имени В.К.Арсеньева и Иркутского областного краеведческого музея. Арсеньевская епархия также дополнила выставку священническими облачениями, древними книгами (одна из которых – 17 века!), старинными иконами и другими экспонатами.
После открытия выставки и приветственных слов епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия и директора музея Ефимец Елены Борисовны историк Арсеньевской епархии Лариса Васильевна Колодей провела экскурсию по выставке. Ниже мы приводим краткую запись ее рассказа.
.
Неизвестный святой
“Владыка Иннокентий крестил Амур”
Граф Н.Н. Муравьев-Амурский
Святитель Иннокентий (Вениаминов) – величайший богатырь духа и тела, святой XIX века, Апостол Сибири, Дальнего Востока и Америки. Миссионер, просветитель, лингвист, святитель Иннокентий прославился на двух континентах и оставил о себе добрую память в веках и народах. Существует 12 православных храмов, посвященных святителю, из них 2 – в Америке.
Трудясь в Сибири, Америке, на Дальнем Востоке, он являлся членом-корреспондентом Российской Академии наук, почётным членом Императорского Русского Географического общества, Московского университета, многочисленных научных обществ, лауреатом государственных премий. Его заслуги и поныне свидетельствуют о нём как о выдающемся учёном – этнографе, лингвисте и географе, великом наставнике, чей жизненный путь служил и продолжает служить примером для многих поколений россиян. В 2017 году исполнилось 220 лет со дня рождения и 40лет со дня его канонизации.
Будущий святитель, Иоанн Попов, родился в селе Ангинское в 1682 году в семье бедного пономаря. Семья была многодетная – 10 детей. Сын священника, Иоанн Попов получил образование в Иркутской семинарии. На одном из последних курсов семинарии ректор сменил его фамилию Попов на более благозвучную – Вениаминов, в честь недавно почившего епископа Иркутского Вениамина († 8 июля 1814 г.). Под этой фамилией он и вошел в историю. 13 мая 1817 г. он был рукоположен в диакона к Благовещенской церкви Иркутска, а 18 мая 1821 г. – во священника.
В 1823 году в Иркутск пришло повеление – нужно послать в русскую Америку священника. Края там дикие, и все отказались ехать, в том числе и отец Иоанн. Но потом он услышал рассказ прихожанина Иоанна Крюкова об этих краях: “40 лет прожил я среди алеутов – это же сущие дети! Там часовня есть, сбитая из досок. Холодно, они иногда босые, но пока идет служба – стоят, с места не сойдут, аж следы от стоп остаются”.
О. Иоанн был настолько потрясен этими чистыми душой людьми, которые так искренне принимают слово Господне, что он решил поехать туда. Взял своего годовалого ребенка, супругу Екатерину, свою маму и младшего брата Стефания. Путь был трудным: сначала сплавлялись до Якутска по реке Лене, потом тысячу километров до главного тогда города на Дальнем Востоке – Охотска. Дорога туда заняла больше года. Из Охотска на судах они отправились на Аляску, на остров Ситка. Здесь отец Иоанн получил свое первое назначение – на остров Уналашка, к алеутам. Алеуты были невысокого роста, коренастые, некрасивые, но очень чистые душой и искренние.
Первое, что нужно было сделать – построить храм. Но алеуты не знали никаких ремесел, кроме рыбной ловли. Отец Иоанн стал им истинным отцом и наставником: благодаря ему они узнали, что такое печеный хлеб, баня, плотницкое дело, столярное, кузнечное. Вскоре храм был готов и посвящен Вознесению Господню. Отец Иоанн сам вырезал храмовый иконостас, позолотил его.
Отличительной миссионерской особенностью отца Иоанна была любовь к языкам тех народов, среди которых он проживал. Первым делом он осваивал языки, чтобы понимать людей. При этом он не навязывал им русский язык, н не русифицировал их, а сохранял их национальную самоидентификацию, их быт и обычаи. Сразу же по приезде на Уналашку он начал создавать алеутскую грамматику. В первую очередь он перевел на алеутский три молитвы – “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся” и “Символ веры” и Евангелие от Матфея. Пришлось делать поправки на их культуру. Так, в языке алеутов не было самого понятия “хлеб”. Главное блюдо у них – рыба, поэтому в молитве “Отче наш” он заменил хлеб на рыбу.
Именно на алеутском языке в 1833 году священник написал свой главный миссионерский труд – “Указание пути в Царствие Небесное”. После выхода в свет эта книга выдержала 62 переиздания (!), и во всем мире говорили – более просто и гениально путь к Богу еще никогда не был описан!
Спустя 10 лет трудов среди алеутов, в 1834 году, отцу Иоанну дали новое послушание – служить на острове Ситка. И здесь миссионер не оставлял своих лингвистических и исследовательских трудов – вел погодные наблюдения, биологические, написал книгу “Записки об островах Уналашкинского отдела”. И по сей день эта книга настольная у этнографов. Пять лет спустя назначения на Ситку, в 1839 году он решил выдвинуться в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать об издании своих книг.
В столичном граде отца Иоанна принял сам государь император. Послушав этого удивительного миссионера, император Николай I сказал: “Моим детям будет очень полезно пообщаться с Вами, особенно цесаревичу Александру (будущему Александру II)”. Вот как высоко он оценил его труды!
Пока Священный Синод принимал решение, печатать ли книги отца Иоанна или нет, он выехал в Москву, где познакомился с будущим святителем Филаретом Московским. Святитель Филарет сказал о нем: “В этом человеке есть что-то апостольское”. После этой встречи святитель Филарет на всю жизнь стал его покровителем и другом.
После рассмотрения Синод разрешил печатать книги, но в это время в семье батюшки произошло большое несчастье: в Иркутске умерла его супруга Екатерина, и их шестеро детей остались сиротами. Святитель Филарет взял на себя заботу об этих детях, а отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. И по сей день, вплоть до нашего времени все священники-миссионеры, направляющиеся на Дальний Восток, очень часто носят имя Иннокентий. В частности, Владыка Иннокентий (Ерохин), епископ Уссурийский, викарий Владивостокской епархии, был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Московского.
В своем докладе Святейшему Синоду святитель Иннокентий ярко представил проблемы дальневосточного края: число паствы значительно выросло, и категорически не хватает священников. В итоге было принято решение создать новую епархию – Камчатскую, Курильскую и Алеутскую. Так святитель стал епископом Камчатским с кафедрой в Новоархангельске (ныне это город Ситка). Новосозданная епархия занимала чуть ли не половину материка и была столь обширна, что за 10 лет своего служения он успел полностью объехать её лишь трижды. Этот путь занимал 12-16 месяцев – 5000 километров на собаках, на оленях. Порой приходилось не выходить из кибитки сутками. В одном из писем Владыка писал: “Я в этом узком коробе лежу, мне иногда кажется, что вот он сейчас закроется, и я в гробу”.
Исторические и этнографические труды святителя столь значимы, что даже советские историки не могли обойтись без ссылки на него. Указывали правда скромно, без сана: Иннокентий Вениаминов. Но, тем не менее, они не могли не ссылаться.
Казалось, неутомимой энергии святителя хватило бы на кучу жизней сразу. Так, он потрудился и на государственном поприще: проявлял большую заботу о благоприятном для России разрешении амурского вопроса. С этой целью он сам предпринял путешествие по Амуру и составил подробную записку “Нечто об Амуре”, в которой на основании личных наблюдений и опросов обосновал возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Целый год он путешествовал на баркасе по Амуру, намечал, где будут поселения, как нужно их развивать. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура к России было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск – в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.
Со временем к и без того обширной территории его епархии прибавилась Якутская область. По этой причине преосвященный Иннокентий должен был переменить место своего постоянного жительства и переехать в город Якутск. И теперь ему предстояли новые миссионерские труды: он просвещал якутов, тунгусов, гольдов, чукчей, перевел Евангелие от Матфея и основной катехизис на якутский язык. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Якутов до того тронуло это событие, что старшины их от лица всех своих собратьев представили владыке Иннокентию просьбу, чтобы день этот навсегда стал праздничным. Кроме этого, велась работа по переводу священных и богослужебных книг и на тунгусский язык.
В посту Николаевском святитель встретился с проезжающим иеромонахом Николаем (Касаткиным), будущим просветителем Японии и создателем Японской Православной Церкви. Он научил его азам миссионерства: “В первую очередь учи язык, изучай культуру, уважай, люби этих людей, тогда ты достучишься до их душ и принесешь слово Божие”.
Во время своего третьего путешествия в Японию и на Камчатку в 1861 году святитель из-за шторма был вынужден остановиться в порту Ольга, посетив таким образом территорию будущей Арсеньевской епархии. В ближайшее время в Ольге планируется поставить Крест, посвященный святителю, и вместе с ним нанести туда имена всех первооткрывателей Дальнего Востока.
Когда Владыке Иннокентию было 70 лет, митрополит Филарет умер, и Владыку назначили митрополитом Московским. Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря, которому во время оно и в пономари, на место отца, невозможно было попасть, делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви – митрополитом Московским!
Из-за подъятых миссионерских трудов Владыка практически ослеп, и в последние годы жизни он совершал богослужение по памяти. И на новом посту святитель не ослабевал заботой о трудах миссионерских: с целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено миссионерское общество. Открытое в Москве в январе 1870 года, оно встретило большое сочувствие во всех уголках России. Во многих епархиях были открыты соответствующие комитеты. Но главной его заботой оставалось наставление народа в истинах христианской веры и нравственности.
С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал и даже отменил в конце этого года поездку в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз приобщался в Великий четверг. 30 марта 1879 года он потребовал к себе преосвященного Амвросия (позднее епископа Харьковского) для чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи его не стало.
“Дайте знать, – говорил, умирая, преосвященный, – чтобы при погребении моем речей не было, в них много похвал. А проповедь по мне скажите, она может иметь назидание, и вот текст для нее: от Господа стопы человеку исправляются (Пс.36:23)”.Это главная фраза, с которой он ушел из этой жизни.
Святителя похоронили в Лавре, рядом с могилой свт. Филарета. И в жизни, и в смерти они были сотрудниками и единомышленниками. Святитель был канонизирован он был в 1977 году по предложению Святейшего Синода Православной Церкви в Америке.
И теперь мы стремимся хоть в малой мере сохранить память о святителе. Еще в 2014 году в редакции арсеньевской газеты “Бизнес-Арс” состоялся круглый стол, посвященный святителю. В 2017 году в Арсеньевской епархии состоялся I епархиальный конкурс проектов “Герои Отечества”. Один из участников конкурса, ученик 8 класса гимназии №7 г. Арсеньева, Палённый Глеб, выступил на концерте 9 декабря, в день Героев Отечества, с докладом о святителе Иннокентии. Надеемся, что и выставка “От просветителя к святителю”, с которой мы начали свой рассказ, послужит на пользу арсеньевцам и гостям города.
Статью подготовила Придворова Е.
.
.
.
.

Просмотров: 756

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский
vkontakte
vkontakte