Мы – славяне
Русский народ и русский характер до сих пор остаются загадкой для всего мира. Россия не соответствует шаблонам, не попадает ни под какие мерки. Характер русского народа был сформирован преимущественно под влиянием времени и пространства. Постоянная опасность от возможных набегов и войн сплотила людей, родила особый патриотизм, стремление к сильной централизованной власти.
Не самые благоприятные климатические условия заставили народ сплотиться, закалили особо крепкий характер. Огромные просторы нашей страны придали особый размах поступкам и чувствам русского человека. Так что есть русский национальный характер сегодня? Имеет ли он сходства с тем характером, что был когда-то раньше, есть ли сегодня вызовы нашему национальному сознанию?
На эти вопросы мы постарались ответить за «круглым столом» с нашими экспертами, выбрав для этого, как нам кажется, хороший повод – День славянской письменности и культуры.
– Какие наиболее характерные черты русского национального характера вы бы назвали?
Валентина КАТИБА, учитель русского языка и литературы средней школы №4, Почетный гражданин г. Арсеньева:
– У русского человека, имеющего долгую историю страны, пережившего много страданий и перемен, сформировался в высшей степени интересный характер.
К числу наиболее характерных черт русского национального характера я бы отнесла свободолюбие – это глубинное свойство русского народа. Но это не то свободолюбие, которое подразумевает: что хочу, то и делаю. Это свобода в проявлении чувств; склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость; религиозность – религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. В наличии этой черты характера у русского человека я не сомневаюсь. Вряд ли у какого-нибудь другого народа мы можем найти столько народных пословиц о Боге: «Жить – Богу служить», «Никто не может – так Бог поможет» и т. д.
Возможно, именно религиозность и развила в русском человеке сострадательность, способность к самопожертвованию, щедрость, терпеливость.
Ольга ШЕВЧЕНКО, начальник Управления культуры Арсеньевского городского округа:
– Трудолюбие и одаренность: Россия подарила миру множество талантов в науке, культуре.
Свободолюбие и стойкость: история России – свидетельство борьбы русского народа за свою независимость.
Религиозность: Россия – преемственница христианской культуры Византийской империи.
Доброта и гостеприимство: в русском фольклоре много пословиц и поговорок, отображающих эти черты национального характера: «Доброму Бог помогает», «Жизнь дана на добрые дела»; только в России сохранился обычай преподносить гостям хлеб и соль.
Епископ Арсеньевский и Дальнегорский владыка ГУРИЙ:
– Русскому человеку свойственны широта души, жертвенность, готовность не только защищать свою Родину, но и освобождать другие народы, умение понять другие народы, вместить их нужды, немощи в свое сердце. Русскому народу свойственно смирение, которым отличается истинная вера; у него умилительная, добрая, любящая душа.
Владимир ТЫЦКИХ, преподаватель Дальневосточного государственного института искусств, исполнительный директор Общества изучения Амурского края, действительный член Русского географического общества, член Союза писателей СССР (России):
– В основе всех наших мировоззренческих традиций лежит православная вера. И сегодня мы возвращаемся к этим традициям, понёсшим в XX веке немалые утраты.
У православных есть особенность – никому не навязывать свою веру. Русские чрезвычайно веротерпимы. Никакая другая вера такую готовность к сожительству с иноверцами не проявляет. Это послужило основой для созидания особого мира, феномена – объединения огромных пространств под флагом одной державы, в которой живут около 200 племен и народов, чувствующих себя одним целым, веками действующих как одно целое. Никакими искусственными приёмами, никакой иной силой, кроме общности духа и глубокого осознания общего исторического предназначения, сотворить и утвердить такой мир невозможно.
Мы, русские, готовы обняться со всеми. Главное в нашем национальном характере – готовность не просто понять, принять, но и полюбить всех, даже тех, кого не очень-то стоит любить.
Наталья АФОНИНА, директор Центральной библиотечной системы г. Арсеньева:
– В русском национальном характере нет однозначности. Нас отличают доброта и хлебосольство, совестливость и сострадание, незлопамятность и готовность прийти на помощь, душевная сила, самопожертвование, чувство юмора. В то же время мы беспечны, ленивы, простоваты, редко улыбаемся, а если гуляем, то без удержу.
Валерий КУЛЕШОВ, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Тихоокеанского военно-морского училища им. С. Макарова:
– На этот вопрос ответил в последнем письме в издательство «Молодая гвардия» знаток русской души Василий Шукшин: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…».
Жизнь русского народа (не относим к нему узкий круг экономической и политической элиты) всегда была связана с трудностями, лишениями как в мирное, так и в военное время. Спасением от вечной беспросветности (значит, бессмысленности) существования была вера в Бога, предлагающая нравственный смысл жизни как гарантию будущего заслуженного воздаяния. И именно оправдание жизни нравственным смыслом стало духовной сутью русского народа.
Такое понимание смысла устремлялось к высшим, святым ценностям, воспринимаемым, как творение добра. Подтверждением этому служат классическая русская литература и искусство. Произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского и многих других талантливых писателей, в том числе советского периода, привлекают читателя смысложизненными переживаниями, нравственными исканиями, связанными с добром, истиной, справедливостью.
Эти же ценности всегда проповедовала отечественная философия. И провозглашенная коммунистической идеологией цель построения справедливого общества также была отражением духовных запросов народа. Таким образом, и русская литература, и философия, и социально-идеологическая практика подтверждают гуманистическую, нравственную смысложизненную ориентацию основной массы наших соотечественников.
– Какова роль языка и литературы (в том числе современной) в сохранении русских национальных традиций?
Владыка ГУРИЙ:
– Значение языка в жизни любого народа очень велико: язык определяет мышление и сознание человека. Русский язык – это одно из самых главнейших сокровищ, которое оставили нам наши предки. По мнению выдающегося филолога, писателя и литературоведа пушкинской поры А. Шишкова, русский язык – коренной язык, он – один из главнейших истоков для всех языков европейских.
Роль литературы в сохранении русских национальных традиций велика, особенно в нашей стране. Наша великая русская литература, культура, история – тот базис, который соединяет русский народ воедино. Литература (говоря по-русски – словесность) соединяет нас с глубокой древностью, с нашими предками. Поэтому Арсеньевская епархия уже второй год проводит конкурс русской словесности «Лира добра», где взрослые и дети изучают творения наших замечательных поэтов, литераторов, философов XVIII-XIX веков. Со временем мы планируем расширить тематику конкурса, добавив туда произведения древнерусской литературы.
Современная литература играет роль в сохранении русских традиций только в том случае, если её авторы уважают русский язык и питают свое творчество наследием старых литераторов. Тогда современная литература является преемницей великой русской литературы XIX века.
Валерий КУЛЕШОВ:
– По сравнению с другими искусствами художественная литература является самой доступной для всего населения страны – надо всего лишь уметь читать. При условии, что наряду с этим умением у людей сформирована еще и потребность в чтении, произведения литературы способны играть важную, а очень часто и решающую роль в воспитании членов общества.
Особенность их воспитательного воздействия заключается в том, что художественный текст захватывает не только рациональную, но и эмоциональную сферу сознания. Читатель не только размышляет, но и переживает вместе с автором. Он любит, ценит, радуется, ненавидит, презирает так же, как и герои произведения. Подсознательно им усваиваются жизненные ценности писателя. Поэтому литература способна поддерживать и развивать нравственное самосознание народа и передавать его будущим поколениям, а значит, вносить ничем незаменимый вклад в сохранение русской нации.
Владимир ТЫЦКИХ:
– Русский язык содержит какие-то флюиды, которые формируют наши отношения с миром и воспитывают человека, говорящего именно на этом языке. Он трансформируется в национальные традиции, совершает свою могучую работу через легенды и поверья, через устное творчество, через песни, фольклор, через все виды искусства, основой которых он является. Определяет, в конце концов, нравственность народа, его философию. Можно полагать научным фактом: наша национальная философия – в родной литературе. Свойство жанра западной философии – она как-то абстрагирована от человека, от живой человеческой души, часто впадает в софистику. Наша философия вскормлена самой жизнью, подлинной человеческой судьбой и концентрированно выражается именно в художественной литературе. Достоевский разве не философ? Весь мир его чтит, и никто не может понять, почему он такой великий. Да потому, что в его произведениях как раз заложена эта русская философия, которая в литературе живет, как рыба в воде. Поэтому значение языка для нашего мировидения, для сохранения наших национальных традиций дважды важно. Сам язык – это уже традиция.
Ольга ШЕВЧЕНКО:
– Русский язык – национальное достояние Российского государства. Но на него, как на родной, отзываются все славяне мира. Пример тому – переводы произведений А. Пушкина, Ф. Достоевского, М. Булгакова, М. Шолохова и других.
В годы Великой Отечественной войны произнесенные по-русски слова-призывы «За Родину!», «Стоять насмерть», «Ни шагу назад!» рождали чувства благородной ярости у солдат любой национальности, вселяли в них уверенность в победе.
Наталья АФОНИНА:
– Язык формирует нацию «Есть язык – есть народ, нет языка – нет народа». Никто не может понять русских, например, что такое «баклуши» и почему их нужно «бить». Многозначность, афористичность языка отражают самобытность, неординарность, творческую жилку русского человека. Засорение языка неоправданными заимствованиями, стилевая вульгарность, нетребовательность, небрежность в речи опасны для языка, опасны для существования нации.
Валентина КАТИБА:
– Всё в нашей жизни меняется столь стремительно, что невозможно предугадать, что несёт нам век грядущий. Тем не менее есть вещи, которые необходимо свято хранить. Это то, что создавалось веками, оберегалось предками – традиции, обычаи, обряды. Именно они помогают нам создавать представление о прошлом, о развитии страны, в конце концов, помогают развиваться нам самим духовно. И здесь, конечно, скажешь, что роль языка и литературы в сохранении национальных традиций неоценима.
Язык – это всегда интеллектуальный ресурс нации. Он открывает дорогу в будущее, связывает нас с традициями Родины, помогает жить в настоящем. Изучая родной язык, мы узнаем о его развитии, обретаем чувство национальной гордости от того, что имеем свой язык. Россия – страна многонациональная, поэтому имеет много говоров, территориальных особенностей. Изучение всего этого (в наши дни особенно) подводит к необходимости изучения традиций народов. Это, конечно, способствует сохранению национальных особенностей.
Литература, безусловно, даёт нам глубочайший опыт жизни. Она развивает в человеке не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи. Чтение произведений, повествующих о разных эпохах нашей страны, знакомит, конечно же, с тем, что мы имеем свои национальные традиции, обряды, которые свидетельствуют о наличии своего русского. Литература учит нас бережно относиться к своим национальным традициям.
– Есть ли, по вашему мнению, вызовы существованию русского национального характера и национального самосознания? Если да, то надо ли (и как) противостоять этому?
Валерий КУЛЕШОВ:
– Вызовы существованию национального самосознания – это слишком мягко сказано. В годы перестройки началось, а затем стало тотальным наступление на историческую память и связанные с нею духовные ценности народа. В первые постперестроечные годы, когда по властным коридорам России сновали высокооплачиваемые американские советники, при разработке текста Конституции в нее было включено положение, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Стране и ее гражданам предложено «идти в никуда». Но вакуума как в природном, так и в духовном мире не бывает. Идеологию стала диктовать социально- экономическая политика, проповедующая обогащение как стратегию и смысл жизни. Если эта тенденция не изменится, в перспективе будет сформирован человек-потребитель, ощущающий свою ценность в качестве эквивалента вещей (денег), которыми он обладает. В этом случае Россия, как страна с нравственным национальным самосознанием, перестанет существовать, даже если останется в неизменных географических границах. Разворачивать эту тенденцию субъекты власти не собираются. Остается надежда на пока еще действующий в народе гуманистический духовный потенциал, который сможет заставить их с ним считаться.
Наталья АФОНИНА:
– Духовность – стержень русского национального характера. Сломай его – всё рассыплется. Меняясь под влиянием современной жизни, перенимая лучшее у других стран и народов, надо сохранять главное – то, чем мы, русские, сильны.
Мне кажется, кинорежиссер Д. Козловский сумел сказать об этом в своих работах как-то очень просто и наглядно, так, что все поняли, и культурно. Культура не может быть без культуры.
Ольга ШЕВЧЕНКО:
– Существует опасность искажения, размывания великого русского языка. Снижается речевая культура, жаргон, площадная брань приобретают право литературного гражданства. Виртуальное общение упрощает речь до однообразия. Опошленная речь – отражение таких же мышления и поведения людей.
Язык – душа нации. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», – возглашали святые просветители Кирилл и Мефодий. А значит, возьмем Библию (Евангелие от Иоанна) и прочитаем: «В начале было Слово…»
Владимир ТЫЦКИХ:
– Сейчас идет информационная война – война за умы людей. И то, что происходит сегодня с русским языком, с нашей литературой, надо рассматривать через призму этой войны.
Настоящая, душеспасительная литература живет где-то помимо нас, ловко отодвинутая от массового сознания. Это опасная вещь.
Разве можно считать литературой Донцову? Я неплохо к ней отношусь – так, как, например, к снотворному. Оно полезно тому, кто мучительно страдает бессонницей. Но литература не должна только усыплять, не имеет права непрерывно веселить, развлекать разум, уводя его от реальности. Чтение – серьезная работа, необходимая для развития души, для формирования сознания и гармонизации нашего отношения с миром.
Кроме литературы, истории и, если хотите, политической географии, ничто другое не сохраняет народ. Естественные науки выковывают специалиста. Гуманитарные воспитывает личность, созидают человека, выстраивают его отношения с самим собой, с ближними и дальними, с Господом Богом. Формируют гражданина. То, к чему сегодня пришла Украина,– прямой результат ревизии литературы и истории. Посмотрите, какая на незалежной теперь география, какие там карты рисуют, какие глобусы! Это диверсия по отношению к мировому культурному явлению – украинскому народу.
Если литературе не вернуть ее главную функцию – воспитания человека и формирования национального сознания, приверженного к исторической преемственности, мы информационную войну проиграем.
Как вернуть? На уровне государственной политики. Начиная со школы, с детского садика.
В послеперестроечные лихие годы, когда государство практически не занималось вопросами культуры, народ интуитивно понял, что надо её спасать. В 2004 году приморцы стали организовывать Дни славянской письменности и культуры на Дальнем Востоке во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это был акт самоспасения. В иные годы, когда энтузиастов хорошо поддерживали попечители, они в течение двух недель проводили более 80 встреч в 60 с лишним населенных пунктах Приморского и Хабаровского краев. Потом о своем уникальном опыте рассказывали в книгах, их можно найти во многих библиотеках. И число людей, которые могут и хотят участвовать в такой работе, потихоньку множится.
Литература, культура должны быть национальными приоритетами. Иначе мы переродимся и перестанем быть собой.
Валентина КАТИБА:
– Русский язык законодательно имеет статус государственного. Он является средством и инструментом образования, межнационального общения народов России. Однако вызовы существованию русского национального языка и национального самосознания существуют по двум параметрам.
Первое. Внутри России: поколения, сформировавшиеся в нестабильный период развития нашей страны, оказываются людьми с искаженными нравственными ориентирами, культурно-нравственные традиции русского этноса слабо развиты. Наблюдается тенденция небрежного отношения к своему языку, он всё больше засоряется заимствованиями, являющимися излишними. Именно поэтому воспитание любви к родной речи – сейчас задача первостепенной важности. Наше подрастающее поколение должно понять: нация существует только в том случае, если существует национальный язык. Не сбережем его – мы просто не будем существовать, мы будем людьми без Родины, без традиций. Не будет тогда ни тайны русской души, ни характерных черт русского национального характера.
Второе. Перед нашим обществом остро встала проблема сохранения русскоязычного пространства в ближнем и дальнем Зарубежье. Там закрывают русские школы, преследуют тех, кто разговаривает на русском языке.
Надо ли противостоять вызовам существованию русского национального языка? Думаю, что нужно. Это необходимо человеку, являющемуся носителем своего языка, для его нравственной жизни, духовной осёдлости, привязанности к родным местам.
Как? Нам нужно помочь подрастающему поколению понять одну простую, но в высшей степени важную истину: «По отношению к своему языку можно совершенно точно сказать не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» самими собой.
Владыка ГУРИЙ:
– Можно перефразировать этот вопрос – быть ли русскому человеку, русской культуре, словесности, или не быть? Я думаю, конечно, быть. Русский язык очень живучий, он способен победить все иные влияния. Сначала мы находились под влиянием французского языка, потом немецкого и наконец сейчас английского. Какие- то иноязычные заимствования русский язык поглотил, какие-то отверг, какие-то преобразовал по своим законам.
Если мы будем слепо подражать Западу или другим культурам, не опираться на свои истоки, то мы потеряем национальное самосознание, исчезнет русский характер, да и сама Россия. В то же время мы не отвергаем огульно все западные ценности – некоторые из них можно перенять и использовать. «Нам внятно всё – и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений», как писал Ломоносов. Мы можем много хорошего перенять из других культур, главное – не потерять при этом своё. Если мы станем предателями своих истоков, своих традиций, тогда мы перестанем быть русскими. Много было подобных периодов в нашей истории, и один из них недавно закончился. Противостоять же этому надо прежде всего в информационной войне. Необходимо противостоять растлению, распространению развращающей информации. Нам надо возвращаться к своим истокам: держаться целомудрия, нравственности, культуры.
Газета «Бизнес-Арс»
№21 (1262) 24 – 30 мая 2018 г.
Евгения Суриц.
Фото Владимира Якимова.
Просмотров: 101