
Будем достойны подвига старцев (+ Фото)

Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский, Приморская митрополия:
Когда я пришел к отцу Науму, он спросил у меня: «Кто твой духовник?» Я ответил: «Отец Венедикт» (сейчас он наместник Оптиной пустыни). Он так посмотрел на меня и говорит: «Да, отец Венедикт всех своих, как апостол Павел, в сердце носит». А еще сказал, что у него особо крепкие добродетели: целомудрие и молитва. Но так как ездить к отцу Венедикту в Калужскую область мне было, когда я стал иподиаконом Святейшего, уже сложно, отец Наум принял меня под свое руководство.

Знаю, что многие не смогли приехать на похороны; меня лично человек 100 просили поклониться – телефон разрывался от звонков и смс тех, кто узнал, что я еду на прощание со старцем. Слава Богу, что Господь, заповедуя о том, что Церковь пребудет до скончания века (Мф. 28:20), послал нам таких великих духовников, как отец Кирилл (Павлов) и отец Наум.
Но старцы один за другим уходят: в начале года отец Кирилл преставился, к концу года и отец Наум последовал за ним; хотелось бы, конечно, чтобы были продолжатели их дела душепопечения. Для этого надо подвизаться, как и они, – жить по Евангелию.
Валерий Яковлевич Саврей, доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор кафедры Библеистики Московской Духовной Академии:
У старца Наума много было даров, но один из самых великих – дар рассудительности. Это тот великий дар, который стяжали даже далеко не все, достигшие старчества. Чтобы понять отца Наума, как и отца Кирилла, нужно вспомнить слова библейского пророка Иезекеиля: Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (Иез. 22:30). В этих словах выражается суть старческого служения. То есть представьте себе библейские времена, – можно сказать, золотые по сравнению с нашими, – когда были пророки, патриархи, великие святые, и тогда трудно было найти человека ради которого Господь продолжал бы миловать род людской.

В современном мире враг рода человеческого воюет в информационном пространстве. Как ненавистны ему святые. Какую брань он воздвиг на праведника наших дней отца Наума в интернете. Чтобы осознать подвиг этих двух величин в духовной жизни нашего времени, надо понять прежде всего, что отцы Кирилл и Наум – это два национальных старца, признанных всем православным миром, просто у каждого из них – свой образ окормления народа. Батюшка Кирилл был терапевтом: он всех утешал, вдохновлял, ласкал, лечил терапевтическими методами. А старец Наум был хирургом. Что это значит в отношении духовного врачевания? Преподобный Пимен Великий говорил, что между Богом и человеком медная стена – наша воля. Старец Наум разрушал эту медную стену.
Кто такие старцы? Это те, кто, во-первых, в борьбе со страстями смогли достичь высшего состояния бесстрастия, во-вторых, исполнили заповеди Христовы, и в-третьих, оказывают благотворное влияние на весь народ. Должно пройти время, чтобы мы осознали всю значимость этих двух старцев. Они совершили великий подвиг святости. Достигли даров прозорливости, утешения, рассуждения. Если с дарами прозорливости и утешения более менее всем ясно, то что такое дар рассуждения? Почему его святые отцы ставят выше других даров? Это Богом данный конкретному человеку ресурс спасения для всех. Основатель монашества преподобный Антоний Великий говорит об этом даре так: «Дар рассуждения – это способность отличать истину от лжи и добро от зла». Причем в каждой конкретной жизненной ситуации. В книгах этого не вычитать. Это то, что Сам Господь открывает старцам, а они – нам.
Мы же все без исключения творим свою волю – волю падшего человека. Кто такие старцы? Старцы это те, кто в любое мгновение жизни искали и ищут, как говорит апостол Павел, волю Божию благую, и угодную, и совершенную (Рим. 12:2). Старцы показуют нам не только, как ее искать, жаждать, но и то, как ее находить. Это очень важно. В этом смысле нужно вспомнить замечательный труд выдающегося иерарха Церкви святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион» (что в переводе с греческого означает: подсолнух). Подобно тому, как жизнь подсолнуха всецело зависит и следует за вращением солнца, точно также наша воля должна зависеть не от своих страстей, а от воли Божией – благой, и угодной, и совершенной, – в этом смысл жизни христианина. Поэтому Господь и предупреждает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). И далее: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22–23). Почему не знал? Потому что творили волю свою, а не волю Божию – благую, и угодную, и совершенную.

Россия должна быть особенно благодарна старцам за их великий подвиг. Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15:13). Старцы совершили самое главное: они принесли великую жертву – жертву любви, пожертвовали собою ради нас, и мы должны быть безмерно благодарны им всю свою жизнь за то, что благодаря им Россия еще живет и, будем надеяться, что русский народ осознает свою миссию, благодаря подвигу старцев, и будет их почитать так, как почитали в свое время тогда еще даже не канонизированных преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а потом и оптинских старцев. Хотя уверен, что в будущем эти два старца отцы Кирилл и Наум будут прославлены. Не зря, когда мы только что с владыкой Гурием, приложившись к святой раке с мощами преподобного Сергия, вышли из Троицкого собора, мы увидели огромное количество слетевшихся на проводы отца Наума птиц. Это образ сонма учеников старца Наума, – будем же все достойны этого звания во славу Божию.
Ольга Орлова
.
Просмотров: 292