Чудо рукописной иконы
19 декабря престольный праздник в Храме Святого Николая Чудотворца в Чугуевке. Для православных людей это важное событие, о котором напоминать не нужно. «На самом деле, я убежден, что верующих людей очень много. Каждый год многие проходят обряд крещения и принимают православие.
Это не только младенцы и маленькие дети, много и взрослых людей, – говорит настоятель Храма Святого Николая Чудотворца отец Анатолий Сафонов. – Другое дело, что не все посещают храм – у каждого своя дорога к Богу.
Поздравляя всех с престольным праздником на страницах газеты, я не преследую проповедническую цель; скорее, хочу рассказать не легенду, а напомнить, что этот святой – не вымышленный персонаж.
Святой Николай родился в византийском городе Патаре (провинция Ликия), на территории нынешней Турции, во второй половине III века. Это реальная историческая личность, память о которой осталась в веках благодаря его добрым делам. Самая известная история – спасение трёх дочерей обнищавшего старика от бесчестья. Трижды тёмной ночью он подкидывал в окно старика кошельки с золотыми монетами, и старик сумел всех трёх дочерей выдать замуж с приданым за достойных людей. Архиепископ Николай всю свою жизнь помогал людям и спасал их. Среди спасённых им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, оклеветанные и брошенные в тюрьму византийские военачальники и многие другие.
В городе Мира (теперь он называется Демре), центре провинции Ликия, его выбрали епископом. В городе и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил святой Николай, и в которой он был погребен.
Этого святого почитали не только на Руси, но и во всем христианском мире. Для русских православных христиан Николай стал самым “демократичным” святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Одно- временно и видным иерархом, и простым, добрым святым”.
Интересно, но в русской православной культуре память о святом Николае хранится именно как о святом добродетеле, жившем много веков назад. На Западе он стал каким-то сказочным персонажем – Санта Клаусом. Как вышло, что святой Николай Чудотворец стал ассоциироваться с Сантой? Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который на Западе почитался еще и как покровитель детей.
Незаметно эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки. Дальше – больше, забылось, что Святой Николай родом из теплой Азии, а не из Лапландии, откуда он прилетает на оленьей упряжке и через дымоход попадает в дома, чтобы оставить под ёлкой подарки. Сходство реальной истории о когда-то жившем человеке с Санта Клаусом (имя переводится, как Святой Николай) только в том, что они добрые помощники людям. Даже изображение Санты не имеет ничего общего с ликом Николая Чудотворца на иконах.
Об иконописи и рукописных иконах
Святитель Николай является самым почитаемым святым и в современной России. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев. Святого изображали на иконах в разнообразных образах. Самое традиционное – поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой, рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие. Такая икона находится и в храме Святого Николая Чудотворца в Чугуевке.
«Это не единственная икона этого святого в нашем храме, – говорит отец Анатолий. – Об одной из них, сделанной при храме в исправительной колонии, я не так давно рассказывал. На ней Николай Угодник изображен в полный рост. Вторая икона – большая рукописная, написана в традициях московской иконописной школы. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, сейчас икона хранится в Третьяковской галерее».
В современном мире не так много храмов, в которых большинство икон выполнены не с применением современных технологий, а руками иконописца с соблюдением всех канонов. В храме Святого Николая Чудотворца в Чугуевке практически все иконы рукописные, что редкость на Дальнем Востоке.
«Отличаются ли они от икон, сделанных при помощи шелкографии или других современных технологий? Без сомнений, – рассказывает иконописец Сергей Юрьевич Щекал. – Это ощущается сразу, как только берешь такую икону в руки. Она пишется, например, на липовой доске, покрывается сусальным золотом. Чувствуется и рука, и настроение мастера. Писать икону – это не означает сделать точную копию. Повторить все оттенки красок, все мельчайшие подробности невозможно. Да и не стоит такая задача перед иконописцем, хотя икона пишется с соблюдением канонов, правил иконописной школы.
Я пишу уже более 20 лет, обучался этому искусству в Москве при Сергиевской лавре. Это ведущая иконописная школа в России.
Преподавание велось на древних образцах. Невероятное ощущение – видеть старинные иконы… Для меня это и работа, и увлечение, и удовольствие. Я осознанно выбрал этот путь. Закончил институт и встал перед выбором: идти работать по профессии или по велению души. Так я не стал ихтиологом, а стал иконописцем.
Писать икону – большой кропотливый труд, требуется и терпение, и усидчивость, и вера. Без веры невозможно само понимание иконописи. Ведь потом, глядя на рукописную икону, человек будет обращаться к Богу, к святому. Сейчас все-таки работа иконописца в чем-то легче, чем в старые времена. Краски, кисти – все это можно купить в специализированных магазинах. Раньше мастер сам растирал кусковой мел, делал кисти, растирал и смешивал краски… Икона писалась долго, это был и сложный творческий процесс.
Современные писанные иконы – не копии старинных, но образ пишется точно. Мастеров-иконописцев и в старые времена было немного, а в современном мире – два-три в Епархии. Многие работают при монастырях в артелях, но есть и такие как я, кто работает самостоятельно. Иконописи я посвятил свою жизнь – это мой выбор».
О написании икон мастер рассказывал много, как будто открывал мне какой-то другой мир. На вопрос, есть ли что-то важное в иконописи, о чем я не спросила, он ответил: «Вот думаю, возьмет этот номер газеты человек, начнет читать статью… Вряд ли можно в небольшом тексте передать всё чудо написания иконы, то, как вкладываешь в неё душу. Не рассказать в двух словах и историю иконописи, почему одного и того же святого изображают на иконах по-разному. Это очень интересно, об этом можно много говорить – это не просто религия, это история Руси, нашего народа.
Не передать этого человеку по случаю взявшему газету в руки, но мне хотелось бы, чтобы он попробовал прийти в храм, подойти к рукописной иконе, почувствовать ее энергетику, прислушаться к своим ощущениям. Без веры, без икон, без храмов – человек немощен, пуст, а пустоту эту заполняет не верой, а чем-то иным, что не дает душе покоя и радости».
Любовь, надежда, вера, сочувствие – бесценные подарки
Хотя Святой Николай Чудотворец, чья рукописная икона есть в храме в Чугуевке, и не имеет ни малейшего отношения ни к Санта Клаусу, ни тем более к русскому Деду Морозу, есть все же причина, кроме престольного праздника храма, почему об этом святом мы рассказали перед самым Новым годом.
«В самом начале диалога я говорил, что память о Николае Чудотворце сохранилась в веках благодаря его добрым делам, – говорит отец Анатолий. – В Новый год многие люди, как дети, ждут чудес, а не задумываются, что творить чудеса можно самим. Добро творит чудеса. Оглянитесь вокруг, рядом с вами есть люди, нуждающиеся в помощи. Помощь не означает только материальную поддержку. Есть помощь духовная – поддержать, выслушать, приободрить, просто сказать доброе слово и удержать человека от опрометчивого поступка…
Мы живем в непростое время, и даже не потому, что на нашу долю выпали испытания в виде тяжелой ситуации в экономике или пандемии коронавируса. В мире пропагандируются материальные ценности, а не духовные. Тратя столь много сил и времени на достижение материальных благ, люди часто забывают о духовных ценностях. Новый год – это перелистывание календаря, отсчет нового календарного года. Лучше
всего начать его с добрых дел! Подарить можно не только ценный подарок, а надежду, любовь, веру, поддержку, сочувствие… То, у чего нет материальной ценности, но то, что воистину будет бесценно!
С искренним почтением поздравляю всех с престольным праздником святителя Николая Чудотворца! А также с наступающим новым 2021 календарным годом, дорогие братья и сестры!».
Елена Каленская
Просмотров: 183