Имя приморского священника увековечено в святых именах (+ Фото)
Газета «Наше время»,
№39 (9474), 25 сентября 2019 года
В мире каждый день происходит масса необычного, интересного, поучительного… Одно и то же событие для одних людей будет иметь важное значение, для других — не настолько.
Но некоторые факты, так или иначе, становятся интересны практически всем. Особенно, если речь идет о нашем прошлом, о событиях, которые стали частью истории Приморского края.
Событие важное и значимое
О жизни православных священников в годы гонений на церковь в ХХ веке мы знаем по большей части из книг, фильмов, статей и документальных свидетельств давних лет. Знаем немного, но не потому, что это не интересно. Скорее, просто не было повода задуматься об этом, заинтересоваться. Но событие, произошедшее в сентябре этого года, не просто заинтересовало меня, но и заставило взглянуть на историю Приморского края через «призму» простых человеческих ценностей.
14 сентября 2019 года митрополит Владивостокский и Приморский Владимир возглавил торжество, посвященное прославлению в лике святых протоиерея Андрея Зимина, имя которого было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Священного Синода на заседании 4 апреля. В день прославления глава Приморской митрополии совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка Приморского края.
В храме также присутствовало все духовенство Приморской митрополии, приехало множество людей со всего Приморья и даже из разных уголков Дальнего Востока. Торжественное богослужение завершилось крестным ходом вокруг храма с иконой священномученика Андрея.
«Многие могут подумать, что это событие интересно исключительно людям воцерковленным, регулярно посещающим церковные службы, но уверен, что это мнение ошибочно, — говорит настоятель храма Святого Николая Чудотворца протоирей отец Анатолий Сафонов.— Православная Церковь чтит память многих святых, но в этом списке нет ни одного, жившего или рожденного на приморской земле. Андрей Зимин — это первый человек, чья жизнь неразрывно связана с Приморьем, и по благим делам его, спустя 100 лет после смерти, его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. То есть теперь все православные будут почитать этого святого, когда-то жившего в Приморском крае».
Удивительное событие, которое невозможно понять, не заинтересовавшись, что же происходило в Приморье 100 лет назад. Но для начала, кто же такой Андрей Зимин?
Перелистывая страницы истории
Андрей Зимин был сыном казака, родился он 15 августа 1872 года (по старому стилю) в станице Тонтойской Забайкальской области. О родителях Андрея Зимина практически ничего не известно, принадлежали они к казачьему сословию, и отец служил в Забайкальском казачьем войске. Так же мало известно и о том, почему Андрей Зимин выбрал для себя путь священнослужителя. Но в архивах сохранилась информация о том, что он обучался в Благовещенской духовной семинарии и 23 июня 1894 года окончил курс.
На страницах Интернета очень разная информация и о семье священника. Пишут, что у него было три дочери. Другие уверены, что сын и две дочери. Есть информация о четверых детях в семье священника. Эту версию подтверждает траурное сообщение, вышедшее в газете «Дальневосточное обозрение». Там сказано, что вместе с отцом Андреем Зиминым погибли жена Лидия Александровна, мать жены — Доминика Петровна Шмарова и дети: Оля, Маруся, Лидочка, Шурочка. Можно предположить, что все четыре ребенка — девочки.
Но в метрической книге Черниговской церкви Рождества Пресвятой Богородицы за 1916 год под записью 12 указано о рождении ребенка мужского пола. 16 февраля у родителей «благочинного 6 округа церквей Владивостокской епархии протоирея Андрея Симеонова Зимина и законной жены его Лидии Александровны» рожден мальчик. Ребенок был крещен 21 февраля именем Александр в честь преподобного Александра». Таким образом, Шурочка — это мальчик, которому на момент смерти не исполнилось и 4 лет! Был в семье еще старший сын Илья, рожденный в 1897 году, еще до приезда священника в Приморье. Но о его судьбе никаких данных нет, кроме одного — в 19 лет он стал крестным своему новорожденному младшему брату.
По рассказам родственников старожилов села Черниговки, жила семья Зиминых дружно, добротой и честностью своей снискал Андрей Зимин уважение и любовь сельчан.
Это только начало истории, жизнь же и деятельность священника еще более интересны. Итак, конец 19 — начало 20 века, Дальний Восток еще только продолжает свое активное заселение. И в это же время всю страну буквально «лихорадит» — первая мировая война, а затем и революция. Но обо всем по порядку.
Андрей Зимин приехал в Приморье уже в статусе священника. Он закончил духовную семинарию — среднее специальное учебное заведение, в конце XIX века из них выходили не просто служители религиозного культа. Студенты семинарии получали богословское образование и специальность учителей начальных школ. Дальний Восток активно осваивался, и Православная Церковь придавала огромное значение открытию церковно-приходских школ, народных училищ. Деятельность Андрея Зимина в Приморье и выразилась не только в служении Православной Церкви, но и в преподавательском труде, народном просвещении.
Эта работа была начата им еще в 1894 года до приезда в Приморье. За достойный труд на благо Церкви, общества и простого народа отец Андрей не единожды был награжден и подарками, и благодарностями. И вот в 1900 году в мае Андрей Зимин был определен к Черниговской Рождества Пресвятой Богородицы церкви.
Сейчас сложно представить, какой была жизнь 100 лет назад, но попробуем. На рубеже 19-20 веков Черниговка представляла собой богатое торговое село, насчитывавшее около 300 дворов. Через село проходил главный тракт Владивосток-Хабаровск, а также Уссурийская железная дорога. На западной окраине села были построены железнодорожная станция Мучная и паровая военная мукомольня, снабжавшая мукой военные гарнизоны Дальнего Востока. Село было центром Черниговской волости, входившей в Южно-Уссурийский уезд Приморской области Приамурского генерал-губернаторства. Оно имело сельское волостное правление, лечебницу, церковь, почтово-телеграфное отделение, филиалы крупнейших торговых фирм Приморья «Кунст и Альберс», «Чурин и Ко», Скидельского, китайские магазины и мастерские. В Черниговке была церковь, построенная в 1896 году и церковно-приходская школа.
Первое, за что взялся отец Андрей в Черниговке,— благоустройство храма. В те годы над главным входом на высоту в два раза большем, чем сама церковь, поднималась колокольня, увенчанная позолоченной маковкой и сверкающим крестом. В центре церковного придела был устроен купол, с внутренней стороны расписанный звездами и ликами святых. Здание каждый год красилось в светлые и праздничные цвета. При храме были школа и библиотека — для тех лет настоящее благо в селе. Государство школ в селах не строило. Их строительство было исключительно заслугой отца Андрея.
Все пожертвования, приносимые в храм, священник раздавал бедным. На непрекращающееся строительство и многие другие церковные нужды, на приобретение литературы и церковной утвари, на содержание церковного приюта и школьного персонала расходовались средства, получаемые с немалого прицерковного хозяйства: 250 десятин пахоты и 50 десятин покосов.
Газета «Владивостокские Епархиальные Ведомости» от 17 февраля 1908 года написала об освящении в селе Черниговка «нового ценного иконостаса, едва ли не первого в епархии по своей величественности и изяществу», которое по благословению архиепископа Евсевия провел отец А. Зимин. Кстати, иконостас был изготовлен в мастерской И. А. Парина в городе Никольске за 3500 рублей — огромные деньги по тем временам. К сожалению, в 30-е годы 20 века этот иконостас был выброшен на улицу и утрачен.
Сложно сегодня представить объем работы Андрея Зимина, который с 1900 по 1903 годы исполнял должность благочинного и надзирал за деятельностью целого ряда церквей своего округа. Это все села от Монастырища до села Спасское. Вместе с крестьянами села Алтыновка он трудился, возводя храм.
И хотя церковно-приходская деятельность была очень важна для людей в начале 20 века, расскажем об общественной работе Андрея Зимина. Уже через несколько месяцев после своего приезда в Черниговку — это осень 1900 года, он открыл церковно-приходскую школу и занялся строительством школы Министерства народного просвещения.
Из книги Н. И. Березкина «Это нашей истории строки»: «Приехавший в 1900 году в Чернигово-Богородицкую церковь священник А. Зимин сразу же собрал сход жителей села для решения вопроса о строительстве новой школы. 10 грамотных крестьян из 200 присутствующих подписали 22 октября 1900 г. Общественный приговор об отводе пяти десятин земли в черте села под усадьбу предполагаемой второклассной церковно-приходской школы». Ни государство, ни епархия в строительстве не участвовали. Селянами под руководством Андрея Зимина в Черниговке были построены в 1908 году двухэтажное каменное здание стоимостью в 40 тысяч рублей, переданное бесплатно казне под четырехклассное училище, а в 1912-1913 годах построили одноэтажное кирпичное здание с водяным отоплением для одноклассной министерской школы — невиданное дело для сельской глубинки! Отопление, освещение, оплата квартир учителей и сторожей в обеих школах — все производилось за счет общества. Спустя 100 лет этот факт не просто удивляет, а заставляет восхищаться людьми, которые жили, не отделяя собственную судьбу от жизни общества, в котором жили.
Кстати, эти здания в Черниговке сохранились. В одном, одноэтажном, расположился краеведческий музей, в другом, двухэтажном, Дом Детского творчества.
Что еще известно об Андрее Зимине… С 1900 по 1902 годы он был лектором педагогических курсов в городе Никольске-Уссурийском, при его участии 2 октября 1902 года была освящена школа в селе Алтыновка и школа в селе Павловка. Он преподавал Закон Божий в школах, 10 лет вел воскресную школу для взрослых. Без сомнений, жизнь и деятельность Андрея Зимина от окончания семинарии до 1916 года была примером служения Богу и обществу.
1917 год — «смутное» время для всей страны. В марте 1917 отречется от престола царь Николай II, а в октябре придут к власти большевики. В круговерти «смутного» времени сгинула не одна человеческая жизнь. Революция, гражданская война, большевики, меньшевики, белые, красные, бандиты, интервенты, партизаны. Советская власть с одной стороны и множество группировок и партий, выступавших против нее, с другой, смена Дальневосточных и Приморских правительств. Мир, в котором жили и работали селяне, в том числе и протоирей Андрей Зимин с семьей, стал рушиться. Найти свое место в новом мире и сохранить свою жизнь было не просто и простым гражданам, что уж говорить о священнике.
Одним из первых законов советской власти стал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Это был приговор церкви в новой России, и приговор священникам. Многие из них оставили приходы и бежали. Это было время, когда, разрушив старое, в новой России еще не было создано ничего взамен. И Андрей Зимин остался в своем приходе — вел службы, учил детей. Знал ли он, какая участь ждет его? Безусловно, знал.
История смерти Андрея Зимина воссоздана на рассказах старожилов, исторических справках и документах. Известны и имена убийц. «Зимней ночью в дом священника ворвались бандиты, возглавляемые Шатьковским, Клиндухом и Чухно. На глазах у отца Андрея, и престарелой женщины (его тещи) они надругались над его женой и дочерями. Бедная женщина не вынесла этого кошмара — скончалась от разрыва сердца. Конец отца Андрея также был страшен. Его опрокинули на пол, бросили на него дверь и придавливали, встав на эту дверь сапогами. Дом его был разграблен» (из книги М. Польского «Новые мученики Российские»). Дата события — 25 (12 по старому стилю) января 1920 года.
О причастных к смерти семьи священника известно не много. Известно, что в окрестностях Черниговки в то время действовала банда некоего Шатьковского. По свидетельствам, банда не имела отношения ни к белым, ни красным. Таких в те времена было немало, «смутное» время дало возможность безнаказанно грабить, убивать, с закрытием храмов и преследованием за веру в некоторых людях «вылезли наружу» самые мерзкие качества, не сдерживаемые следованию 10 заповедям.
О месте захоронения священника Андрея Зимина и его семьи доподлинно не известно. Возможно — это территория, прилегающая к церкви, так как хоронить священников в пределах территории храма является православной традицией. По воспоминаниям жителей Черниговки в советские времена здание храма было отдано под кинотеатр «Культура», и дети опасались гулять в одном месте возле него, говоря, что там «поповская могила».
По другой версии, семья захоронена на старом сельском кладбище. Одна из местных жительниц указала в сороковых годах, где могила священника. За захоронением стали ухаживать, выложили ее камнями и освятили. Во время Великой Отечественной войны бабушки ходили на могилу и молились, прося о победе. Неизвестно, проводились ли раскопки, чтобы подтвердить или опровергнуть эти версии, официально — точное место захоронения священника и его семьи неизвестно. Прихожанами храма в Черниговке было оборудовано место, к которому можно прийти, чтобы поклониться памяти протоиерея Андрея Зимина.
Смерть священника в те времена — не просто трагедия одной семьи
Даже «перелистнув» страницы столетней истории, нам, живущим в век Интернета и прочих современных технологий, сложно понять и представить, как жил священник Андрей Зимин и почему его имя спустя 100 лет причислено к лику святых. Уже тот факт, что он посвятил всю свою жизнь служению Богу и людям, для нас, нынешних — что- то выдающееся.
Трагическая смерть священника — не просто трагедия одной семьи. «Этот случай не просто грабеж или разбой, — объясняет смысл канонизации Андрея Зимина настоятель храма Святого Николая Чудотворца Анатолий Сафонов.— Священник Андрей Зимин — пример самопожертвования, терпимости, любви к Богу и людям. За несколько дореволюционных лет он очень многое сделал для жителей Черниговской волости, по сути — стал Учителем, который был носителем веры и нравственно-духовного воспитания для людей. Миссия нелегкая.
Чтобы «повести» людей за собой, нужно самому соответствовать тому, о чем говоришь им. А раз люди любили его, помогали ему – таким он и был для них.
Во времена лихолетья, он увидел, как тяжело приходится его прихожанам. Мог бы бросить все и спасать свою жизнь, свою семью. Даже если ставить под сомнение тот факт, что он предвидел гибель своей семьи, описанное им в письме своему другу, то происходящее в стране в те времена не оставляло никаких сомнений — священникам не было места в большевистской России. То есть, он знал какая судьба ему уготовлена, но остался верным своему призванию, не оставил людей, которым было страшно в то жестокое время. Вдумайтесь, в одночасье у людей забрали веру, насильно менялось мировоззрение — брат шел против брата, сын против отца, убить за то, что не принимаешь новую власть, не считалось преступлением. И в это страшное смутное время Черниговский приход Андрея Зимина продолжил жить своей жизнью: он учил детей, призывал к добру и прощению, помогал нуждающимся. И каждый день, каждый час знал, что судьба его, как священника, уже предрешена. Это ли не подвиг перед своим народом? Народом, который верил ему и видел от него только добро и заступничество, для которого он был примером образованности, культуры и нравственных принципов».
Теперь лик святого Андрея Зимина можно увидеть не только на фотографиях позапрошлого века, но и на иконостасе. А мы знаем и будем помнить, что 100 лет назад этот человек жил в Приморье.
P.S. 6 октября приход храма Святого Николая Чудотворца после утренней службы отправился в поездку в Черниговку, чтобы посетить храм, в котором больше 100 лет назад служил святой Андрей Зимин. Поехать могут все желающие. Подробности о поездке можно узнать в храме Святого Николая Чудотворца в Чугуевке.
Елена Каленская
Просмотров: 1025