Интервью Владыки Гурия в журнал «Славянка»

Что бы Вы посоветовали молодым супругам, которые среди тягот семейной жизни начинают сомневаться в своем выборе? Как им сохранить семью?
– Русская пословица гласит; «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Поэтому нельзя торопиться становиться супругами. И другая поговорка говорит: «Идучи на войну – молись. Идучи в море – молись вдвое, хочешь жениться – молись втрое».
Что же касается семейной жизни, то самый лучший способ сохранить семью следующий: для женщины – смирение, терпение и уважение, а для мужчины – уважение, снисхождение к слабому полу и забота. Без этих составляющих ничего не получится. А главное – выбор пары. Семейную жизнь полагать на камне Веры и благочестия.
Расскажите о православной миссии в Арсеньевской епархии. Какие проблемы сегодня стоят наиболее остро, а какие пожинаются плоды?
Люди в России вообще и в Приморском крае в частности пребывают в настоящем духовном оскудении. Поэтому главная задача современной православной миссии – это несение слова Божия на всех уровнях: мы работаем и на приходе с нашими дорогими верующими, с их семьями. Идем в школы, работаем с администрацией, с военными, с чиновниками, с предпринимателями. Наиболее остро стоящая сейчас задача – это просвещение наших детей. Дети – это наше будущее.
В Основах социальной концепции РПЦ и Стратегии развития русского государства написано, что главнейшей целью воспитания является патриотическое, духовно-нравственное, культурное воспитание. А хранительницей всех этих ценностей является Церковь. В рамках этих церковных и государственных документов мы ведем свою работу. Стремимся сделать так, чтобы в каждом классе преподавались основы православной культуры и истории. Устраиваем для ребят концерты, различные песенные и культурные праздники, военно-спортивные мероприятия. Стараемся ввести детей в поле православных, духовно-нравственных, исторических ценностей. Показать им красоту и радость, которых их лишили.
Трудно донести до чиновников необходимость заниматься не только экономическими и политическими, но и нравственными вопросами. Это касается и предпринимателей, да и простых людей.
Арсеньевская епархия начинает постепенно завоевывать уважение в обществе. Мы стараемся участвовать во всех культурных, социальных, образовательных мероприятиях. Одним словом, радуемся с радующимися и плачем с плачущими.
Церковь нередко обвиняют в пассивности, молчании и потакании властям. Но стоит священнослужителю смело выступить с какой-то яркой инициативой, как тут же сыплются обвинения в «мракобесии» и т.д. почему так происходит?
– Церковь по определению не от мира сего. Князь мира сего – сатана, нравится нам это или нет. Христиане называются воинами Христовыми. Мы боремся за каждую душу. Поэтому, что бы мы не делали, наша деятельность всегда будет вызывать у кого-то недовольство. Как Господь сказал: «Плясахом вам, и не плясасте, рыдахом вам, и не рыдасте».
Что бы Вы сказали тем православным священникам и мирянам, которые обеспокоены сегодня процессами экуменического характера в нашей Церкви, искусственного единения католической и Православной Церквей?
– Господь сказал: «Будьте мудры яко змии, и просты яко голубие». По отношению к внешним надо быть мудрыми, как змеи, а по отношению к своим, родным, православным – простым, открытым, и говорить явно, как Господь со своими учениками. Поэтому хочется, чтобы внутри Церкви мы – архиереи, священники – были открыты для народа и говорили всё как есть. Чтобы народ смог жить спокойно. Сейчас вопрос искусственного единения не стоит. Есть опасения по поводу грядущего Всеправославного собора. Люди волнуются, как бы на нем не было принято каких-либо экуменических решений.
Хочется сказать пару слов и о нынешнем состоянии католицизма. После Второго Ватиканского собора говорить о какой-то апостольской преемственности не приходится, так как в католичестве на данный момент сохранилось лишь видимость церкви, а на самом деле это давно уже не та организация, с которой можно вести диалог на равных. Мы знаем, что Бог один и Церковь одна. Об этом хорошо писал свт. Иларион (Троицкий). Поэтому надо честно признать, что католическая церковь уже давно находится вне ограды Церкви Христовой.
Православным священникам и мирянам хочется посоветовать держаться Православия, поддержать наше священноначалие, которое сейчас находится в тяжелых политических и духовных условиях. Поддержать своей крепкой верой, несомненной надеждой, и, если надо, исповедничеством. Святая Русь никогда не принимала западные исповедания. А тем более экуменизм, который есть ересь ересей, это вера антихриста, когда всё в одну кучу и в итоге всё против Бога. Да не будет!
15. Как нам преодолеть невежество и отсутствие порой элементарной культуры в обществе – в школе, на работе, в магазине, на приходе?
– Я думаю, здесь стоит вопрос о возрождении русской культуры. Раньше основными книгами в русском обществе были Евангелие, Библия, Часослов, Постановления Апостолов, Постановления 7 Вселенских и 14 Поместных Соборов, книга Правил, Номоканон, Домострой и другие святые книги. Из них исходила высоконравственная культура поведения, благоговейного уважения друг к другу, милосердие, знаменитое русское странноприимство, широкая русская душа, и так далее. А сейчас эти высокие ценности вымерли: русские люди не читают Евангелие, не читают любимейшую в древности книгу – Жития святых, не читают творения святых отцов. А что читают? Читают детективы, романы, смотрят телевизор, «зависают» в соцсетях.
Надо восстанавливать институт семьи, уважение к мужу, к отцу прежде всего, уважение к матери, христианскую систему отношений. Чтобы внешнее отражало внутреннее. Отсюда и отношение ко всем остальным людям. По Евангелию: «Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы к ним относитесь». Но всё должно начинаться с семьи, потому что основное воспитание всегда было в семье.
Когда я сюда приехал со своими помощниками, то местные жители шарахались от подрясников, от наперсных Крестов, от апостольников инокинь. Они никогда раньше не видели ничего подобного. Сейчас уже привыкли. Церковь у нас с открытым лицом, и не строит из себя того, чем не является и не «прогибается под изменчивый мир».
Курение, алкоголизм, распущенность сквернословие – уже повсеместны, активно насаждаются рекламой и особенно популярны в подростковой среде… Можем ли мы от этого уберечь своих детей? Как молодые люди могут сами противостоять агрессивному злу и порокам общества?
– Детям самовоспитаться очень сложно. Когда ребенок маленький, он должен воспитываться в системе, в семье. Ребенка надо воспитывать, когда он находится во чреве матери или лежит поперек лавки. Потом уже поздно. В школу его надо отдавать строгую, чтобы он общался с воспитанными детьми. Водить его в кружки и секции. Чтобы у него не было свободного времени и всё было расписано до минутки. Отец и мать должны быть единодушны в своих взглядах на воспитание: за одно и то же наказывать или награждать.
И естественно, воспитание должно совершаться на началах церковных. Когда дети становятся ещё старше, нужно их отдавать в молодежные церковные организации, чтобы они увидели, что они не одни такие среди воющего на христианство мiра. Чтобы они смогли найти единомышленников, а впоследствии и друзей. Чтобы они знали, что у них есть Бог, есть Небесная Церковь, а земная Церковь небезразлична к их участи. Задача Церкви – создание среды, в которой они чувствовали бы, что они нужны, важны и значимы.
Верующие для греховного мира всегда являются бельмом на глазу, но от этого нам никуда не деться. Сам Христос говорит в Евангелии апостолам: «Если бы вы были от мира, то мир бы вас любил, но поскольку вы не от мира, то мир будет вас ненавидеть». И действительно, если не ненавидят, то с недоброжелательством, непониманием, неприятием христианского образа жизни приходится сталкиваться неоднократно. Но это цена, которую нам должно платить за всё то великое, радостное и утешительное, что мы в Церкви Христовой получаем. Но укрепимся, постараемся засвидетельствовать жизнью нашу верность Тому, в Кого мы верим.
Владыка, сегодня детей чем только не балуют. Игрушки, мобильные телефоны, компьютеры… В итоге, дети так «прирастают» к монитору, отрываются от реальной жизни, бытовых забот. Как этого не допустить и на что делать главный упор в воспитании детей?
Суть воспитания – это любовь. Это начало и конец всего. Начало любви –научить бояться Бога, бояться родителей, а «совершенная любовь вон изгоняет страх».
«Начало премудрости – страх Господень». Мудрые родители понимают, что в научении страху Господнему – первая степень любви к своему ребенку. Чем больше ребенок слушается и исполняет, тем больше ему дается свободы.
Что касается гаджетов, то я знаю, что есть такие школы, где детям вообще запрещено пользоваться мобильными устройствами. Конечно, мы живем в таком обществе, где трудно от этого совсем избавиться, но, как бы то ни было, всё должно быть в меру и под контролем.
Как этого не допустить? Прежде всего, родители должны показывать собственный добрый пример, сами должны трудиться. Во-вторых, надо ограничивать использование гаджетов, как я уже сказал выше.
Должна быть система жизни. Каждая минутка должна быть у ребенка расписана, отчет обо всем и постоянный разбор полётов, как бы ни казалось это строгим. Мы должны воспитать человека, воспитать гражданина сначала земного, а затем и Небесного общества.
Семья – это малая Церковь, это ячейка государства. Главное – это научить детей страху Господню, тогда он станет человеком. И, как следствие, научить Богообщению.
Ваше наставление нашим читателям?
– Желаю нашим читателям держаться веры православной, жить духовной, нравственной, христианской жизнью. Чтобы было единое христианское сообщество, «брат от брата помогаем», и в страхе и благоговении воспитывать своих детей. Времена всегда были и будут нелегкие. Желаю всем быть с Церковью, с Богом, в непрестанном Богообщении и радоваться о Господе.
Беседовали Екатерина Придворова и Нина Рядчикова

Просмотров: 233

Страницы: 1 2 3