История дальнегорского храма свв. Бориса и Глеба (+ Фото)
15 мая Дальнегорск отметил столетие со дня освящения первого храма. После торжественного архиерейского богослужения в ДК «Горняк» состоялся праздничный концерт. С докладом на концерте выступила Полина Дектяренко, ученица 6 класса МОБУ «СОШ №16». Ниже мы публикуем её рассказ об истории дальнегорского храма.
В начале 20 века территория нашего района относилась к территории Ольгинского уезда, который, в свою очередь, являлся составной частью Владивостокской епархии. К 1913 году уже существовал Владимиро- Мономаховский приход, который обслуживал сёла Владимиро- Мономахово, Бринеревку, Макарово, Лидовку, Верхнее Ахобэ, Верхнее Духово и Великая Кема.
5/ 15 мая 1916 года- особая дата в истории Дальнегорска. По большому счёту история православной веры в нашем районе и церкви Бориса и Глеба началась именно в этот день. Описание тех событий можно найти во «Владивостокских епархиальных ведомостях» №18 от 15 сентября 1916 года.
15 мая, в день престольного праздника св. Бориса и Глеба Владыка Евсевий, первый архиепископ Владивостокско-Камчатской епархии освятил церковь на Руднике Тетюхе. Владыка со свитою прибыл пароходом на пристань Тетюхе 14 мая. До места освещения он проследовал по рудничной железной дороге (34 версты). По пути жители Владимиро- Мономахово встречали его хлебом- солью.
Церковь располагалась у подножия сопки. на пригорке в Шубинской пади, на левом берегу р. Инзы. Построена она была на средства тетюхинских рудников. Главным пособником к устроению церкви и первым её ктитором был управляющий рудников Н.П.Пашковский.
По пребытии в Тетюхе вечером Владыка Евсевий участвовал во Всенощном бдении, а на следующий день в 9.00 совершилось освещение нового храма и Божественная литургия. Присутствовала вся рудничная интеллигенция, рабочие, много простого народу из соседних деревень. У всех было праздничное приподнятое настроение.
После обеда Владыка всех благословил, сел в вагон и для следования обратно на пристань. Вечером Святитель в сопровождении трёх мининосцев отбыл во Владивосток. Нужно сказать, что в день прибытия и отъезда Владыки Евсевия на море был шторм.
Появление храма трудно переоценить. Он стал центром жизни на рудниках. Священнослужители вели метрические книги, которые состояли из трёх частей: о родившихся, об умерших, о брачующихся. Эти записи, которые для нас бесценны, вели священники Николай Александровский, архиепископ Мушта. Псаломщиком был Иоанн Корнатовский. Церковь была также и образовательным центром. К церкви пристроили помещение из двух классов. Появилась ЦПШ.
В смутные годы революции, гражданской войны видимых изменений значительных изменений не было. По воспоминаниям старожилов, в начале 20-х годов в здании церкви была размещена школа. Занятия начинались и заканчивались молитвой, которую читал дежурный по классу. В 1923 году молитва была отменена, вместо нее стали разучивать и петь «Интернационал».
В 24-м году на куполе еще сохранились кресты. В алтаре размещалась учительская, а в церковном зале – классные комнаты. Квадратный зал прихода едва вмещал парты всех начальных классов (было всего 4 класса). На большой перемене ребята, шумя и толкаясь, рассматривали сквозь щели причудливые лики иконостаса, а те, кто постарше по крыше проникали на колокольню и через минуту на весь поселок разносился колокольный набат.
В 1924 году сход граждан постановил церковь закрыть. В 1925 году был спилен крест, убран алтарь и колокол, а на куполе воздвигнут красный флаг.
В 60-х годах деревянное здание церкви было уничтожено пожаром теперь на этом месте стоит православный крест.
На долгие годы Православие почти выпало из истории. Подавляющее большинство населения стали атеистами, неверующими. Но были люди, которые не отказались от веры, жили с ней. Это были семьи Бессоновых, Прилепы, Красницких. Верующие собирались вместе, читали Библию, жития святых. В 70-е г.г. проводил службы протоиерей Андрей (А.Сергеенко) и диакон Александр. Позже службы стал проводить священнослужитель из Арсеньева – протоиерей Михаил (Ребрий).
В 90- г.г. началось возрождение церкви. Свое благословение дал Архиепископ Хабаровский и Владивостокский Гавриил. Власти отвели место под строительство храма близ ключа «Резаный». Здесь должен был разместиться храм, парк и мемориал погибших в 1-ю мировую, Великую Отечественную войнах, а также при выполнении интернационального долга в Афганистане.
Чьё имя должен носить храм? Существовали три варианта имён
В 1995-96 годах зданием, в котором был организован, выстроен храм, стало здание бывшей почты по ул.Приморской, 19. Первая служба прошла накануне Пасхи, но еще долгое время храм обустраивался.
Восстановленный храм был освящен в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» и какое-то время жил с этим именем.
Восстановленный храм был освящен в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» и какое-то время жил с этим именем.
Учитывая мнения прихожан, настоятель и приходской совет решили вернуть приходу г.Дальнегорска историческое название, св.вмч.князей Бориса и Глеба. Спустя 80 лет храму, хотя и расположенному уже в другом месте, было возвращено имя. В1998 году построена колокольня. Церковный колокол пожертвовал ДВНЦ (Дальневосточный научный центр), рынды со списанных сейнеров подарил Каменский рыбозавод. Один колокол привезен из Улан-Удэ. В настоящее время настоятелем храма является Иоанн Крылов. Он присутствует в зале.
В настоящее время на территории Дальнегорского городского округа функционируют 6 православных приходов: в Дальнегорске, Сержантово, Каменке, Краснореченском. В Дальнегорске начато строительство 2-х новых храмов.
Полина Дектяренко,
ученица 6 класса
МОБУ «СОШ №16»
.
Просмотров: 312