История Покрова

“Новгородская” икона рубежа XIV – XV веков, хранится в Государственной Третьяковской галерее

Газета «Наше время»,
16 октября 2019 года № 42 (9477)

14 октября весь православный мир отмечает праздник – Покров Пресвятой Богородицы. О традициях и истории праздника рассказывает протоиерей храма Святого Николая Чудотворца отец Анатолий Сафонов.

– Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что начало события, которое произошло 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года, и явилось днем, когда был установлен праздник Покрова.

Столица Византийской империи – Константинополь – в то время была окружена неприятелем. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились великие святыни – риза (то есть покров) и пояс Божией Матери. В храм их привезли паломники из Иерусалима. Люди всю ночь находились в храме и молились о своем спасении от неприятеля. Во время всенощной службы они неожиданно увидели явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении ангелов и святых шла по воздуху.

В какой- то момент Богородица начала молиться на коленях, а после этого подошла к храмовому престолу, сняла с себя покров (покрывало) и раскрыла его над людьми в храме. Этот ее покров и стал знамением о защите христиан от врагов.

Константинополь был спасен от захвата и разорения, а святое событие навсегда осталось в людской памяти, а в Церковном календаре появился почитаемый христианами всего мира праздник. Менее чем через сто лет и Русь стала тоже православным государством. Со временем на Руси Покрову Пресвятой Богородицы стали уделять важное значение, он превратился в один из любимых праздников».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы у нас стали отмечать еще в 12 веке при князе Андрее Боголюбском. Он основал первый в нашем государстве храм Покрова Божией Матери, который находится на реке Нерли во Владимирской области. Сейчас практически в каждом городе есть храм, именуемый в честь Покрова Матери Богородицы.

Очень интересно, что о византийских иконах, которые бы увековечивали чудо явления Богородицы, ничего не известно. В русской же иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют суздальский и новгородский.

“Суздальская” икона написана в конце XV века, происходит из Покровского монастыря, храниться во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике

На суздальском, это икона 1360 годов из Покровского монастыря в Суздале, Богоматерь сама держит покров. Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения, которое и легло в основу праздника.

В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена молящейся, а покров простирают над нею ангелы. Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богома-терью, а выше изображен благословляющий Спаситель.

Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество православия, радость от заступничества Богородицы, покрывающей и сберегающей от всякого зла, верующих людей, покровительство всем, кто молится и просит ее заступничества.

В этот праздник на страницах газеты, хотелось напомнить всем не только об истории и смысле праздника, но и великом достоянии церкви и государства российского – иконах. Это и символ духовности, и огромное культурное достояние. Многие из них, к сожалению, были безвозвратно утрачены во время революции и становления советского государства. Многие были вывезены в Германию во время Великой Отечественной войны. У каждой иконы своя история, связанная с каким-то определенным историческим периодом. Конечно, в храмах больших и маленьких вы не увидите икон, написанных несколько веков назад. Но те, что находятся в церквях, написаны с икон, которые чтили наши предки в стародавние времена.

Например, икона «Богоматерь Владимирская», которая есть во многих храмах, и в домах у людей. Эта икона написана с той, которая была привезена в первой трети XII века в Киев из Византии. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону в Успенский собор Владимира, где она прославилась многочисленными чудесами, уцелела во время монголо-татарского разорения. Во время нашествия Тамерлана 26 августа 1395 года икону торжественно перенесли в Москву, и в этот же день Тамерлан из-за охватившего его страха и трепета отказался от сражения и ушел за пределы России.

Об истории появления иконы Покрова Пресвятой Богородицы уже было сказано. Можно добавить, что в старинных летописях сохранилась запись, сделанная князем Андреем Боголюбским, пожелавшим, чтобы Покров

стал праздничным днем: «Сколь трепетное и милостивое видение… Желаю святой Твой Покров, Преблагая, не оставить без праздника».

Несомненно, эта икона – незаменимое духовное подспорье для каждого православного человека. У неё вершат утренние и вечерние молитвы, а также высказывают просьбы о близких людях. Икона служит напоминанием о бессмертии души, помогает обрести спасение в полном искушений мире. Люди, связанных с военной службой, испокон веков считают заступничество иконы Покров Божией Матери очень важным перед военными битвами. В Запорожской Сечи главным храмом был Покровский, в котором казаки перед походом молились о помощи Пре-святой Богородицы.

«От всей души поздравляю всех с праздником Покров Пресвятой Богородицы! – говорит отец Анатолий. – Желаю, чтобы светлый образ Пресвятой Богородицы, изображенный на иконе, не только укрывал нас от врагов и земных напастей, а ее Покров и защита простирался не только на наши тела, а в первую очередь – на наши души.»

Елена КАЛЕНСКАЯ.

Просмотров: 119

Старец Фаддей Витовницкий
Мир все более погрязает в грехе и зле и смешивает любовь и страсти, а любовь и страсти не имеют ничего общего. Любовь есть Бог, а страсти есть то, что происходит от духов зла.
Старец Фаддей Витовницкий