Креститель земли Русской
Примерно в двухстах километрах к востоку от Москвы, в старинном городе Владимире, на берегу реки Клязьмы стоит памятник: величавый всадник, сжимая в правой руке древко стяга с образом Спаса, неспешно движется вдаль. Справа от конника шествует старец, несущий Евангелие и благословляющий грядущие времена. Монумент, выполненный рукой заслуженного художника России Сергея Исакова, посвящён святому равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко (тысячелетие со дня, кончины которого мы отмечаем в этом году) и святителю Феодору – крестителям русской земли.
Кажется, эта история знакома всем нам ещё со школьной скамьи: Владимир, сын Великого князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши, родился около 960 года (точная дата неизвестна). Среди сыновей Святослава он, если верить Повести временных лет, был третьим после Ярополка и Олега. Однако этот факт не помешал Святославу Игоревичу незадолго до смерти отдать во владение младшему сыну лучшие земли княжества – новгородские.
Святослав погиб, а братья, прожив в мире около трёх лет, ввергли Русь в междоусобицу. В итоге Олег был убит, а Владимир бежал в Норвегию, набрал варяжское войско и, вернувшись, захватил престол в Киеве.
Нам, живущим сегодня, очень сложно понять нравы наших предков. И в самом деле – разве не дикость, если брат идёт с мечом на брата, с которым с детства делил поровну радости и горести и которому еще вчера клялся в вечной верности?
Владимир, став новым киевским князем, решил провести реформу язычества, надеясь таким образом собрать под единодержавной властью славянские племена. Он поставил на капище идолов Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Возглавлял же этот своеобразный Олимп Перун, бог грома и огня.
Стоит отметить, что реформа язычества Владимиру не удалась, и именно этот период правления князя выделяется неоправданной жестокостью к первым на Руси христианам. Известно, что после победоносного похода Владимира на ятвягов в 983 году были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, отец и сын. Сына хотели принести в жертву языческим богам. Разумеется, отец не позволил этого, и в результате их обоих убили.
Вот что написано в Повести временных лет о языческой жизни киевского князя Владимира до самого крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны (…), а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Почему же ныне мы ласково называем князя Владимира – Красное Солнышко?
Пожалуй, лучше иных на этот вопрос ответил святитель
Николай Сербский (Велимирович):
«…Владимир Красно Солнышко – так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Вот что произошло с Владимиром. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира – святые страстотерпцы – князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем.
Следовательно, Владимир – человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он – основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский – красно солнышко!»
Вряд ли мы имеем право забывать, что Владимир крестил
Русь, но вначале крестился сам.
Князь Владимир обладал государственным умом. Он прекрасно понимал, что Киевская Русь не могла встать в один ряд с передовыми европейскими и восточными странами, не заимствовав у них ремесел, строительной техники, науки, культуры и многого другого. Всё это можно было взять в Византии, с которой уже сложились достаточно тесные экономические отношения: она была близко расположена.
Выбор же государственной религии обуславливался многими факторами, не последним из которых стала возможность проводить службы на понятном языке – как известно, Литургия с тех пор проводится на церковнославянском языке.
После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала киевской митрополией Константинопольского патриархата. Епархия была создана в Новгороде, а по некоторым данным – в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове.
Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси, что связано с Крещением.
Учителями выступали не только византийцы, но и болгары. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.
Вот что в 1987 году писал о правлении князя Владимира академик Б. Раушенбах:
«Во-первых, Русь объединилась в единое раннефеодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами, религией…
Во-вторых, в результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. …Введение христианства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль.
…Сегодня мы имеем все основания гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд».
Во все века русский народ почитает правителей, не щадящих себя ради Христа и родной земли. Именно таким был, есть и останется навеки креститель земли русской святой равноапостольный князь Владимир.
Страницу подготовил Владимир Коростылев.
Просмотров: 104