«Любовь – это не букеты»

Кто может больше сказать о любви, чем прожившие вместе не одно десятилетие супруги, одаренные десятью детьми и уже семью внуками? Кто расскажет, как сделать дом родным гнездом и оделить всех теплом и лаской? Кто откроет, через какие трудности приходится пройти ради настоящей любви, и какие атрибуты ее важнее, чем общепринятые букеты, конфеты и кофе в постель? Живущие в селе Самарка Чугуевского района Приморского края иерей Владимир Абрамов с матушкой Еленой поделились некоторыми секретами своей семейной жизни.

 Сколько должно быть детей?

Матушка Елена: Безусловно, не все могут потянуть многодетность. Но не всем Господь и дает много детей. Просто нужно рожать всех детей, которых дает Господь, не убивать их во чреве. Для нас лично переломным был четвертый ребенок. Троих еще допускала мысль, а вот четвертый… Мы думали: «Как это вообще возможно?»

Отец Владимир: Я думал: «Как я смогу это потянуть? Мне же надо будет столько работать, я не смогу столько денег заработать, чтобы четверых детей кормить». Были неспокойные отношения в семье, разногласия, но с Божьей помощью удалось все преодолеть.

Матушка Елена: С последними детьми даже и понянчиться не пришлось – столько нянек в доме, что дети сами нянчили. И сейчас вот нет маленького (младшему ребенку пять лет), и даже как-то грустно…

А дети не против, что семья становится больше?

Матушка Елена: Когда меня муж привез из роддома, у нас от калитки до крыльца всё было устлано лепестками цветов, представляете? Везде букеты, везде цветы… Это дети сами всё сделали, встречали. Думаю, далеко не каждая мама имела такое счастье в жизни.

Отец Владимир: Дети всегда радовались, особенно младшие, что будет еще малыш. Старшие уже более прагматично относились, чуть-чуть ворчали. Моя дочка Света говорила: «Уеду! Скорей бы закончить школу, и уеду, чтобы больше с маленькими не возиться!» Сейчас ей 29 лет, у нее четверо детей. От чего убегала, к тому сама и пришла.

Плюсы большой семьи

Матушка Елена: В большой семье очень много плюсов, на самом деле. Например, если у меня нет времени, а надо подоить корову, я старшим подмигну – они с младшими мигом управятся. У старших детей свои подходы к младшим, особое взаимопонимание. Ребенок-подросток может не услышать родителей, но своего старшего брата или сестру услышит обязательно! Дети друг друга воспитывают лучше, чем мы. Потом, у них перед глазами есть положительный пример: если Лёша хорошо в школе учился, Света хорошо училась, ну, значит, надо и мне в грязь лицом не ударить…

Отец Владимир: Когда мы ждали седьмого ребенка, врачи у нас так осторожно спросили: «Наверное, надо генетическую экспертизу провести. Ненормально же столько рожать!» А матушка говорит: «Даже если скажут, что будут какие-то отклонения, думаете, мы откажемся?» Так и не стали ничего проводить, и, слава Богу, все дети родились здоровенькие. И когда я сейчас в роддоме молебны провожу, то тоже об этом говорю, чтобы роженицы не боялись.

У нас в семье бывает всякое: и страшно, и больно, и не всё у нас получается. Но Господь укрепляет.

Без любви невозможно

Отец Владимир: Самое лучшее – когда семья полная: папа, мама, дети рождаются. Должно быть взаимопонимание, но его можно достичь только на основе православной веры. Если мы живем без веры, то один будет в одну сторону тянуть, а другой – в другую. И ещё очень важно иметь взаимную любовь, без этого просто невозможно. Можно просто существовать друг с другом, но когда нет любви, то и совместные дети будут не в радость.

Атрибуты настоящей любви

Матушка Елена: В чем любовь? В самопожертвовании. Когда муж помыл посуду, когда иной раз встал к ребенку вместо тебя. Пока ты думаешь о других (а когда дети идут одни за одним, ты постоянно недосыпаешь, недоедаешь), не думаешь о себе, а просто делаешь то, что нужно, то всё прекрасно. Как только ты начинаешь думать о себе и жалеть себя, думать «какая я бедная!», то всё рушится. Надо жить для них – для других. Если делаешь что-то для родных, для любимых, ты от этого не устаешь.

Цветы от мужа или кофе в постель от жены – это, скорее, атрибуты ненастоящей любви. Любовь должна проявляться, прежде всего, во взаимопомощи. Если дети видят, что мама с папой дружные, что они много трудятся, то у них тоже появляется желание помогать.

Не нужно прятаться

Матушка Елена: У православных есть два течения, одно из них позиционирует себя так: «Я православный, в мире всё плохо, конец света близок, мне ничего не надо». Но есть и другая православная позиция, её пример – детский омбудсмен (уполномоченный по правам ребенка) Анна Кузнецова. Человек имеет образование, положение в обществе, и на своем месте он приносит Родине больше пользы, чем если бы он ушел и скрывался где-то. Вторая позиция мне конечно ближе: я считаю, что православные должны не уходить от мира, а стараться нести в него доброе, нести Христа. Каждый православный человек может принести много добра людям на своем рабочем месте, в своем служении.

Три послушания

Отец Владимир: Я думаю, что мы в первую очередь защищаем наших деток от греха. В любой семье детей стараются сохранить от всякого зла и привить только доброе. Почему именно детям уделяется такое внимание? Потому что Господь в Евангелии сказал: «Будьте как дети, таковых бо есть Царствие Небесное» (Мф.19.14). Дети чисты в своих помыслах, у них чистые души, и хочется, чтобы они всегда оставались в этом добре. И мы должны им в этом помочь. Как сказал святой нашего века, старец Паисий Святогорец: «Люди XXI века будут спасаться и даже приобретать святость за три послушания: за хранение православной веры и передачу её другим, прежде всего своим детям и внукам; за ежедневное покаяние и за регулярное участие в Таинствах Церкви». Сохранить своих детей в чистоте – вот что главное.

Записала Екатерина Придворова

В основе публикации –
беседа в Благовещенском соборе г. Арсеньева,
опубликованная сайтом Арсеньевской епархии

Просмотров: 149

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский