Люди Арсеньевской епархии: иерей Александр Ступа

В 2016 году Арсеньевской епархии исполняется 5 лет. В связи с этой круглой датой планируется выпустить цикл интервью под названием «Люди Арсеньевской епархии». Люди Церкви – кто они? Жизнь пройти – не поле перейти, но каждого человека ведет Божественный Промысел. Люди – это главное богатство, главное сокровище всей полноты Церкви и Арсеньевской епархии как её части.
Иерей Александр Ступа известен прежде всего как помощник протоиерея Николая Хоменко. Сейчас он служит в храме Рождества Христова в Арсеньеве и окормляет несколько сельских приходов.
– Батюшка, благословите! Пожалуйста, расскажите о том, как Вы пришли к Богу.
– Моя жизнь с Богом началась непосредственно с рождения. Когда моя будущая мама мучилась и не могла родить, она начала призывать Пресвятую Богородицу и вдруг увидела Её – Она простирала над мамой Свой Покров. После этого видения роды пошли легче, и я благополучно появился на свет. И теперь в нашей семье особо молятся Матери Божией.
И в дальнейшем были моменты, когда я находился между жизнью и смертью: два раза едва не утонул, один раз меня сбила машина. И каждый раз Господь меня спасал чудесным образом.
Много было чудес. Например, мой третий ребенок лежал неправильно, и все молились, чтобы он развернулся в нормальное положение, хотя и понимали, что с медицинской точки зрения это практически невозможно. Непосредственно перед самими родами врач сделал УЗИ, которое показало, что ребенок развернулся, и всё прошло хорошо.
Что же касается церковной жизни, то еще в раннем детстве мой дедушка часто водил меня в храм. Глядя, как пономарят дети, я тоже захотел быть в алтаре и сказал об этом своему деду. Он поговорил с батюшкой, и тот разрешил мне помогать. Так уже с семи лет я оказался связан с храмом. После школы поступил в духовное училище во Владивостоке и стал священником. Вот таким незамысловатым был мой путь.
До последнего момента сомневался, поступать ли мне в духовное училище, так как по окончании учебы сдал экзамен на техника-механика и можно было продолжить обучение по этой специальности. Я думал: «Какая это огромная ответственность – священство! Стоять перед престолом Божиим, совершать богослужение! Понесу ли это?!»
Огромное влияние на мой выбор оказала мама: она напомнила мне о наших предках – священнослужителях и монашествующих, пострадавших во время гонений в советское время. К сожалению, о них почти ничего не известно, даже имён. Мы знаем только, что среди родственников по дедушкиной и бабушкиной линии были священники.
Один был белый священник (то есть женатый – Е.П.) Когда начались гонения, он с семьей уехал заграницу и стал одним из клириков Русской Православной Церкви заграницей. Второй наш родственник, по линии дедушки, был монахом и пострадал от безбожной власти. До последнего он не давал рушить церковь в Воронеже, и за это его арестовали. Больше о нём ничего не известно, так что скорее всего, он пострадал за Христа.
– Вы учились в училище при будущем епископе Сергии (Чашине). Пожалуйста, расскажите о нём.
– Владыка Сергий, бывший тогда архимандритом, занимался распределением вновь поступивших студентов, то есть определял, кто в каком храме будет помогать. Меня он определил в Успенский храм г. Владивостока. Когда отца Сергия хиротонисали во епископа, я стал иподиаконом – прислуживал ему во время архиерейского богослужения. Все говорили, что владыка Сергий очень строгий, многие его боялись.
Но попав туда, я быстро понял, что Владыка ругает только за дело. Просто так никто нас не ругал. Как в самой епархии, так и в алтаре была не только строгость, но и любовь, и забота. Если у студентов были проблемы, то Владыка принимал самое деятельное участие в их решении, не оставляя всё на воспитателей.
Первую нашу службу с Владыкой никто не запомнил: мы столько всего нарушили из-за отсутствия опыта архиерейских богослужений, что все получили по 500 земных поклонов. Но Владыка назначил поклоны и самому себе. Он так и сказал: «Вам поклоны и мне поклоны». Это произвело на всех большое впечатление, и мы вскорости выучили службу наизусть, каждый четко знал, кто и что должен делать.
– Сейчас Вы служите в храме Рождества Христова в Арсеньеве, помогаете настоятелю отцу Николаю Хоменко.
– Да, я женат на дочери отца Николая. Можно сказать, что у нас такая большая священническая семья. Может быть, и из моих детей кто-нибудь станет батюшкой или служителем Божиим. Надеюсь, что у моих детей будет больше духовного опыта, чем было у меня, когда я пришел в семинарию.
В настоящее время я служу как на своих приходах (села Бельцово, Яблоновка и Озёрное), так и на приходах отца Николая (села Новосысоевка, Покровка, Варфоломеевка).
– Получается, Вы в одном месте, а отец Николай в другом?
– Да. Это делается для того, чтобы охватить как можно больше храмов. Иногда мы меняемся: отец Николай служит в Новосысоевке, а я здесь, в Арсеньеве. Вместе нам доводится служить очень редко. По необходимости также посещаю больных в лечебных учреждениях, иногда служу в воинских частях.
– Были ли в Вашей жизни какие-нибудь чудеса?
– Самое главное чудо – это сама жизнь. Часто бывает, что в нашей жизни происходит какое-либо чудо, а мы его не замечаем, подобно евангельским прокаженным. Человеку всё уже дано Богом, главное – правильно это использовать.
Часто бывает так: прихожане меня о чем-то спрашивают, я отвечаю, что Бог на душу положит, а они потом удивляются: «Батюшка, откуда Вы всё так точно знаете?!» Иногда чудеса происходят, когда привозят какие-либо святыни: я много от разных людей слышал, что после молитвы у мощей или у особо почитаемых икон люди получали просимое.
Однако не стоит увлекаться чудесами как таковыми. Часто люди, особенно не очень воцерковленные, хотят, чтобы у них всё нормализовалось как по волшебству. А так не бывает. Православие – это труд.
То же самое суеверное отношение встречается и по отношению к святыне: бывает, человек придёт, приложится к святыне и просит: кто-то – о благополучии в семье, кто-то о богатстве, некоторые просят, чтобы кто-то из противоположного пола обратил внимание, то есть фактически пытаются приворожить человека с помощью Бога. Не получив просимого, человек начинает разочаровываться, говорит: «Вот, некоторые говорят, что Матронушка помогает, а мне не помогло».
Но тут нужно понимать, что Господь – это не джинн из лампы: Он не даст того, что нам неполезно. Но надо с прискорбием отметить, что после совершения какого-либо чуда люди забывают об этом и не ходят в храм. Это печально, когда люди просили что-то у Господа, получили, но не стали прихожанами, а продолжают жить своей обычной жизнью, до тех пор, пока у них гром над головой не грянет. Не обращаются к Богу с благодарностью, не исправляют свою жизнь, а ведут себя так, как будто ничего не произошло.
– Вы сами из Арсеньева?
– Нет, я из Находки. В Арсеньев приехал по назначению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина: отец Николай просил у Владыки помощи, и он прислал меня. Тогда здесь было всего 2 священника: отец Михаил Ребрий и отец Николай Хоменко, и уже 2 или 3 года совершались богослужения в Благовещенском соборе.
– Арсеньевцы чем-то отличаются от жителей Находки?
– Нет, не отличаются, такие же люди и здесь и там. Приморцы отличаются от жителей западной части России: на Западе люди больше воцерковлены. В двунадесятые праздники или в воскресенье в храмах центральной России яблоку негде упасть, а у нас храмы полупустые. Говорят, раньше если в деревне жила тысяча человек, то на праздники в храм приходило шестьсот человек, а в воскресенье – двести-триста человек. А у нас шестидесятитысячный город, а по воскресеньям в храме и сто пятьдесят человек не набирается.
Требуется время для просвещения. Многие люди отчасти веруют, многие не веруют, кто-то крестился и заходит просто поговорить. Бывает, пьяные заходят, поддавшись каким-то своим эмоциям. Говоришь им: «Заходите, когда будете трезвыми». Но еще никто ни разу не возвращался… Протрезвеет человек, совесть перестала ему так давить, и он продолжает жить своей жизнью. Здесь сложно донести людям слово Божие.
При всём том нельзя забывать, что в таком небольшом городе, как Арсеньев, живут представители различных верований. У нас живут и сектанты, и католики, и мусульмане. Мне иногда приходилось встречаться с нашими местными сектантами: иеговистами, адвентистами седьмого дня и другими. Начинаешь что-то им объяснять, спрашиваешь: «Если Вы – истинные христиане и происходите от Апостолов, то почему раньше 18-19 века о Вас в истории нет никаких свидетельств?» Молчат.
Про Православие в этом смысле всё известно: князь Владимир воспринял веру из Византии, где христианство было еще со времен апостолов: сначала в Римской империи, а потом, после её раскола – в двух её частях, одной из которых впоследствии и стала Византийская империя. Все исторические документы это подтверждают.
Господь в Евангелии говорит о последних временах: «Придут волки в овечьих шкурах, от имени Моего будут творить чудеса и многие прельстятся». (Мф. 7,15, Мф. 24,24)
Сейчас многие говорят о Спасителе, чудеса они пока не совершают, но многие прельщаются по своим чувствам… Каждый прилепляется душой к тому, что ему нравится; к тому, что он хочет услышать или увидеть. В этом у нас и проблема. Может быть, это связано с отсутствием систематического просвещения: часто бывает, что человек не понимает, во что он верит.
Как наш Владыка говорит: «Душа человека – это алмаз, а вера – это огранка». Вопрос в том, как человек воспитывает и преображает свою душу. Даже когда с неверующим поговоришь, то видишь, что он тоже во что-то верит, хоть и отрицает это. Одни верят в себя, другие верят в удачу, кто-то верит, что духовной реальности нет.
Но и верующим в истинного Бога надлежит быть осторожными. Если мы не укореняемся в нашей вере, то со временем отпадаем от неё. Происходит какое-то искушение в нашей жизни – отходим от Бога, не получаем того, что просим – отходим, грехи нас затягивают – отходим… Или подменяем Бога суевериями. Так и получается, что настоящих верующих очень мало.
Желаю всем нашим читателям хранить веру и укрепляться в ней.
Екатерина Придворова

Просмотров: 151