Люди Арсеньевской епархии: Иеромонах Варсонофий (Рыжов)

– Вы вернулись в Арсеньев?
– Да, в Арсеньев, на свою малую родину. В это время как раз была основана Арсеньевская епархия, и я начал помогать епископу Гурию в качестве иподиакона, а затем в качестве диакона. Произошло это так: в один прекрасный день Владыка Гурий зашёл в алтарь и говорит: «Если тебя рукоположить в диакона, согласишься?» Я ответил: «Да, как благословите».
У меня не было ни стремления быть диаконом или священником. Проходит какое-то время, он говорит: «Ну, завтра должен приехать один кандидат для рукоположения, если он не приедет, будем тебя рукополагать». Господь так устроил, что тот человек не приехал, и я был хиротонисан во диакона. Это было 6 ноября, праздник иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
– У Владыки Гурия в этот праздник тоже хиротония.
-Да, только у него епископская была, а у меня диаконская. Священником я стал спустя 5 дней после рукоположения во диакона. Таким вот образом я и стал батюшкой, особо этого не желая и не мечтая об этом.
Когда я стал священником, я понял, что стезя не такая простая, как кажется. Человек обычно обманывается внешним, думает, что это всё легко и просто: пришел, кадилом помахал, сказал «Аллилуйя!» и пошел домой – есть баранки и пить чай. А всё не так просто: на плечи священника ложатся чужие скорби, приходится решать чужие проблемы. Сейчас в моем окормлении 10 приходов и Иоанно-Предтеченский мужской скит одиннадцатый.
Надо очень много ездить, и в результате этой деятельности недавно произошла авария: за 3 года настолько накопилась усталость, что я с открытыми глазами смотрел на дорогу, но ни что не реагировал, выехал на перекресток и врезался в грузовик, машину повредил. Есть такое священническое выгорание, когда человек много работает и не умеет отдыхать или не имеет возможности отдохнуть. Надо внимательно к этому относиться и научится вовремя останавливаться.
– Вы сами пострадали, батюшка?
– У меня треснула скуловая кость – на всю жизнь воспоминание осталось. После аварии я ни на что не реагировал, такое отупение было, видать от переутомления. Потом постепенно начал как-то приходить в себя, но усталость до сих пор сказывается, необходимо отдыхать вовремя.
– Слава Богу, что живы остались.
-Да…
– Батюшка, еще хотела бы уточнить: какое у вас первое образование, кроме семинарии?
– Высшее техническое по специальности «Автоматизация машиностроительных процессов и производства». В основном я занимался компьютерной техникой, её настройкой и ремонтом, установкой программного обеспечения.
– Насколько я знаю, не так давно Вы стали настоятелем храма Покрова Божией Матери в Анучино.
– Да. Там много интересных совпадений. Например, меня перевели в день святителя Николая Чудотворца, и пономарь у меня Николай, хоть и не чудотворец, и староста храма тоже Николай. Буквально за месяц до перевода я зашел в иконную лавку, увидел икону Николая Чудотворца и решил приобрести себе, и уже с ней переезжал из Арсеньева в Анучино. Там тоже есть в иконостасе икона Николая Чудотворца, а в алтаре очень древняя икона этого дивного святителя, и мне еще в Шекляево подарили маленькую икону Николая Чудотворца. Во всём есть свой промысел Божий.
В Анучино я продолжаю заниматься социальной деятельностью. У нас есть приходской дом, его надо отремонтировать, чтобы там можно было на время приютить людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, решить их вопросы. Например, человек оказался без дома на какое-то время, а мы ему говорим: «Мы тебе поможем, ты пока просто поброди по улице месяц-другой, а мы решим твои вопросы» – вот это не по-христиански.
Конечно, можно рассуждать о том, что человек сам виноват во всех своих проблемах и грехах. Но если б так рассуждали обычные хирурги, когда к ним привозят оперировать попавшего в аварию, виновником которой сам пострадавший и является, на этой планете умерло бы много людей, пока они решали бы, надо ему помогать или нет.
Привезли больного – значит, будем оперировать, есть проблема – значит, будем ее решать. И здесь то же самое: если человек пришел с проблемой, значит, надо постараться ему помочь. Конечно, это всё работает в том случае, если человек сам хочет справиться с ситуацией, тогда постепенно можно решить очень многие проблемы, помочь человеку выбраться из трудных жизненных обстоятельств, из тяжелого духовного состояния.
В ближайшее время планируется отремонтировать приходской дом из 4 помещений – 3 жилые комнаты и кухня. В этих комнатах можно будет разместить нуждающихся людей на какое-то время, необходимое для решения их проблем. Ни в самом Арсеньеве, ни у социальных служб Арсеньева и Анучино нет такого места, куда бы можно было на время поселить человека. В дальнейшем, если этот опыт окажется полезным, можно будет дополнительно открыть такие центры временного размещения нуждающихся в других местах.
– До своего перевода в Анучино Вы занимались социальной деятельностью в Арсеньеве. Пожалуйста, расскажите об этом.
– В Анучино гораздо меньше людей обращаются за помощью: когда ты живешь в своем доме, на своей земле, ты всегда можешь себя прокормить. Даже какой-нибудь спившийся крестьянин в деревне может спокойно все вырастить и пережить зиму. А когда человек живет в городе, например в Арсеньеве, он часто оказывается в трудной жизненной ситуации, ведь в квартире не вырастишь ни картошки, ни лука, ни помидоров, ни огурцов. Вот почему людям в деревнях гораздо проще выжить, чем в городах. На них кризис, происходящий в стране, не так сильно отражается.
В Арсеньеве люди обращались ко мне постоянно: стоны, плачи, горе. У кого проблемы с алкоголем, кого муж бросил, у кого дети болеют, кто-то кредиты взял и залез по уши в долги. И приходилось смотреть по ситуации, стараться как-то проблемы решать: кому-то деньгами помогать, кому-то продуктами, кого-то устраивать на работу, разбираться в сложных ситуациях с жилплощадью, приходилось ездить, искать, смотреть.
Конечно, совмещать настоятельство в нескольких приходах и социальную деятельность крайне сложно. По-хорошему, ответственный за социальную деятельность должен посвящать этому служению всё своё время. А у нас получается: я и жнец, и певец, и на дуде игрец, и это создает дополнительные проблемы.
Во время проведения нашей социальной работы в Арсеньеве мы кому-то помогли устроиться на работу, кому-то нашли необходимую мебель, кого-то устроили в реабилитационный центр, кого-то накормили, кого-то одели, организовали сбор вещей как взрослых, так и детских (небольшой вещевой склад работает в кафедральном Благовещенском соборе и по сей день).
С 2013 года в арсеньевской городской больнице существует кабинет предабортного консультирования. Работающий там психолог пытается отговорить женщин от убийства собственных детей. Если будущая мать сохраняет жизнь своего младенца, мы помогаем ей материально первое время, примерно первый год жизни ребенка.
За это время было сохранено около 65 жизней, 65 детей за прошедшие два с чем-то года. Кому-то покажется это мало в масштабах страны, когда по несколько миллионов невинных младенцев в год умирает в абортариях, но всё равно: для этих матерей жизнь каждого выжившего ребёнка бесценна. Некоторые из этих “помилованных” младенцев уже крещены, отношение их матерей к рождению детей изменилось: они уже не идут на аборт, а оставляют ребенка, рожают третьего, четвертого. Часто этим женщинам нужна минимальная помощь, чтобы изменилось отношение к ситуации, и еще одна жизнь была бы сохранена.
Сейчас у нас на сопровождении находится несколько матерей с детьми, которым помогают неравнодушные люди. Наша задача часто заключается в том, чтобы свести нуждающегося с одной стороны, и желающего помочь – с другой. Одну женщину с двумя детьми мы уже сопровождаем два года, постоянно помогаем, потому что из-за трудной жизненной ситуации она пока не может устроиться на работу.
Другой наш подопечный – инвалид, но государство не хочет признать его инвалидность и вот приходится помогать, деньги ему давать, чтобы он как-то прожил хотя бы на эти мизерные средства. Люди жалуются, что им не хватает на жизнь 15.000 в месяц, а он живет всего на 3000 в месяц и выживает каким-то образом. Конечно, мы не можем полностью решить все проблемы этих людей, но по крайней мере, мы стараемся помочь конкретным людям, чтобы они не оказались за чертой бедности, помогаем им сводить концы с концами. Если мы перестанем их поддерживать, они просто погибнут.
– Вы являетесь монахом в миру. Монашество в миру чем-то отличается от традиционного монашества? Есть ли у монашества в миру какие-то специфические проблемы?
– Монашество в миру – это ненормальное явление. В норме монах должен быть в обители и жить монастырской жизнью, иначе он теряет дух монашества и приобретает дух мирской, а это – два разных духа, два разных состояния человека. У нас общество искалеченное, и монашество в миру – это характерная черта постсоветского пространства, это наследие советской эпохи, когда не было монастырей, когда изгонялись из обителей монахи, и им приходилось в миру служить.
А сейчас время уже другое, и конечно, по-хорошему монах должен быть на своем месте – в монастыре – и нести ту службу, которую он должен нести. Главная задача монаха – это бороться со своими страстями, стойко преодолевать их, пребывать в молитве, посте, молиться за весь мир, духовно преображаться и быть светом миру. А когда сам монах находится в миру, видит все привычки этого мира, он начинает соблазняться. Что такое монах, у которого есть телефон, машина, у которого есть ноутбук?
Это глупость же, полнейшая глупость! Когда у монаха есть какая-то собственность, о которой он беспокоится, у него есть масса каких-то забот, есть отпуск, есть какой-то социальный пакет, то он почти ничем не отличается от обычного человека. Конечно, он может стараться жить по послушанию, сохранять молитву, душу очищать от страстей, где-то смиряться, но в миру это на порядок сложнее, труднее.
И конечно, самое главное, что вокруг монаха в миру полно лиц противоположного пола. Появляется соблазн плотского увлечения, это каждый раз целая борьба, и человеку это очень трудно это всё преодолеть. Когда соблазн дальше от человека находится, то и легче с ним бороться. Как человеку тяжело спиться, если вокруг него нет алкоголя, так и впасть в блуд гораздо тяжелее, если рядом нет объекта вожделения.
– Могли бы Вы рассказать о каких-то чудесах или поучительных случаях, могущих послужить к пользе наших читателей?
– Сегодня мне пришло письмо из колонии. Писала женщина, которой мы раньше помогали. Много лет она пыталась избавиться от алкоголизма, но безрезультатно. Господь, видя, что она не останавливается, устроил так, что на нее повесили убийство другого человека, и посадили ни за что на 8 лет. Есть подтверждения ее невиновности, но милиция не обратила на это внимания.
Сейчас она протрезвела, по-другому начала воспринимать свою жизнь, слава Богу, в колонии есть храм, есть возможность исповедоваться и причащаться. В письме она пишет о чуде, которое случилось недавно: ей очень сильно захотелось копченой колбасы, она ей даже ночью снилась. А откуда колбаса в тюрьме возьмется? Наша бывшая подопечная начала молиться Богу, чтобы Он избавил ее от этого искушения.
И вот, в письме она пишет: «Однажды я вернулась к себе и вижу: на тумбочке лежит колбаса, сыр и еще какая-то еда. В этот момент я прославила Бога и сказала: «Чудны дела твои, Господи!» Откуда эта колбаса взялась в тюрьме, так и неясно. Вот такое маленькое чудо.
В жизни христианина очень много чудес. Сейчас происходят такие события в селах, это просто уму не поддаётся! Нет никаких благодетелей, благотворителей, кто бы деньги вкладывал, а церкви сами строятся. Там, где люди молятся, храм постепенно оборудуется, красится, белится и в результате приобретает свой нормальный вид благодаря молитвам людей. Если начинают молиться, искренне желать, чтобы был храм, то Господь постепенно благоустраивает его.
Человек должен научиться замечать в окружающем мире чудеса. Часто они не такие крупные, яркие, явные. Самое главное –уповать на Бога, молиться, а Господь всегда поддержит. Особенно часто это в социальной деятельности бывает. Живешь, денег нет совсем. Приходят люди: кому дом освятить, кому еще что-то – появились деньги. Раз появились, значит Господь их на что-то тебе послал.
И буквально на следующий день появляется человек, которому эти средства необходимы. Бывает вплоть до того, что нужны ему эти деньги вплоть до рубля! Надо научиться это видеть и не закрывать свою руку от десницы Божией.
Екатерина Придворова

Просмотров: 855

Страницы: 1 2

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
vkontakte
vkontakte