На родине Ольги: древний Псков (+ Фото)

В Пскове всё дышит древностью. Он не суетлив, не многолюден. Это чувствуется, даже если наблюдаешь за жизнью города из окна экскурсионного автобуса. В исторической части Пскова она особенно сохраняет своё неспешное течение, как и река Великая, на которой расположен город. Он впервые упоминается в летописях в связи с женитьбой киевского князя Игоря на псковитянке Ольге – будущей равноапостольной княгине.
Были они совсем юными, когда близ Пскова, на речной переправе, князь, возвращавшийся с охоты, встретился с девушкой, которая и перевезла его на лодке на другой берег. «Любовь с первого взгляда», – сказали бы сегодня. Но событие это с трудом укладывается между речными берегами. Игорь попытался проявить к красавице Ольге симпатию: «…уязвися видением… и разгореся желанием на ню…» и начал говорить ей «некие глаголы». Но был потрясён премудростью 14-летней девы: «Оставь всякое беззаконие и неправду… Како можеши другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей?» И пригрозила, что, если настойчивый князь не перестанет соблазняться о её сиротстве, она из лодки в реку бросится: «… да не буду тебе в соблазн и сама поношения избегну…».
Запала она Игорю в душу, и, когда пришла пора жениться, он ни о ком не хотел и слышать – лишь о «дивной в девицех» Ольге, несмотря на её некняжеское происхождение. Древние Киев и Псков породнились. Так что, говорят псковитяне, это ещё большой вопрос, какой именно из двух городов – «колыбель Православия»: в жилах равноапостольного князя Владимира течёт кровь бабушки-псковитянки. Крестившись, она стала духовным примером для внука.
Ольгино присутствие в старом Пскове ощущается удивительно отчётливо. Особенно когда поднимаешься по ступеням Троицкого собора: он возведён на месте деревянной церкви, построенной в 10 веке по велению Ольги, – это был первый в Русской Земле храм во имя Святой Троицы! Летопись рассказывает, что на берегу реки Ольге было видение трёх лучей, указавших место для будущего храма, – именно поэтому он и был посвящён Живоначальной Троице. Первая деревянная постройка была уничтожена пожаром, и в 1138 году князь Всеволод Мстиславич перестроил собор в камне.
Здесь принял Святое Крещение литовский князь Довмонт-Тимофей, здесь в 1240 году перед Ледовым побоищем молился Александр Невский о даровании победы над врагом. На сохранившемся историческом фундаменте церковь возводилась ещё дважды, пока не приобрла нынешний вид. Сегодня кафедральный Свято-Троицкий собор является духовным центром не только Псковского кремля, но и Псковской епархии.
Мы приложились к хранящимся здесь мощам святых благоверных князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого блаженного юродивого Николая Салоса, преподобномученика Иоасафа Снетогорского, чудотворным иконам 16 века: Пресвятой Богородицы Чирской и Псковской, Святой Троицы с Деяниями.
Если хочешь узнать, что такое Русское Средневековье, нужно хотя бы раз в жизни увидеть Псковский кремль, или, как его называют, Кром – оборонительный рубеж вокруг города, возведённый в 10 -12 веках. Это удивительное место! Остановившись на мгновение под каменной аркой входа, ты вдруг понимаешь, что стоишь на черте, разделяющей прошлое и настоящее, которые к тому же поменялись местами: настоящее осталось у тебя за спиной, а прошлое стало настоящим – чем не машина времени? И вот ты уже ступаешь по древней земле, дотрагиваешься до древних камней.
Псковский кремль – место, где ощутимо соединяются не только прошлое и настоящее, но и земное и небесное, и эта связь тоже проходит через тебя! Впервые я побывала здесь в июне 1991 года. Нас – меня и мою подругу, тоже учительницу, – пригласили в Москву на профессиональные курсы, и мы отпросились на два дня, чтобы съездить в Псков. Без Божьего Промысла тут не обошлось: нас отпустили! Поезд пришёл рано, мы застали литургию в Троицком соборе, потом целый день бродили по кремлю. Когда возвращались, неудержимо захотелось вдруг лечь под каменной стеной на откосе крепостного вала, заросшем зелёной травой, – запомнить навсегда эту древнюю землю! Мы просто лежали и смотрели на небо.
Сколько лет прошло, но ощущение невидимой связи с Псковской Землёй тотчас напомнило о себе, как только наша паломническая группа оказалась в кремле. Мы увидели раскопки Довмонтова города – второй линии оборонительных укреплений 13 века, своего рода крепостной «пристройки» к кремлю, возведенной по приказу Довмонта. На месте раскопок нашим глазам открылись стены и фундаменты древних храмов: в 15-16 веках здесь их было семнадцать! И это на площади всего лишь 13000 квадратных метров! В музее кремля нас подвели к макету Довмонтова города: храмы, храмы, храмы – почти вплотную друг к другу! Большинство церквей основал сам князь Довмонт. Как же глубока была вера людей, как сильна потребность в молитве!
За стенами кремля, в исторической части Пскова, где мы провели половину экскурсионного дня, сохранилось множество древних церквей 12 века. Они небольшие, приземистые, белые, с тёмными куполами, с плоскими звонницами в виде стен с арочными проёмами. Увидели очень необычную церковку, состоящую на самом деле из двух, имеющих общую стену: северная церковь была Покровская, а южная – Рождество-Богородицкая. Всё вместе называлось «Церковь Покрова и Рождества от Пролома». Пролом – место обрушения крепостной стены во время осады Пскова Стефаном Баторием в1581 году. Сохранился и каменный крест перед храмом: он напоминает о трагических событиях и погибших псковичах.
У псковских древних церквей мы открыли одну поразительную особенность. Произошло это в Спасо-Преображенском храме Мирожского мужского монастыря. Здесь почти полностью сохранились уникальные фрески 30-40-х годов 12 века, написанные неизвестными греческими мастерами. Большинство росписей, которые мы видели до сих пор, были наполовину стёрты временем и едва проступали сквозь штукатурку. Эти же были первозданно яркими, цвет фона – невероятно синим, насыщенным! Нигде в России ничего подобного нет – не сохранилось! Но уникальность мирожских фресок заключается не только в этом. Они дают возможность представить необыкновенную красоту, которая скрывалась внутри древних псковских храмов, таких строгих снаружи. В этом контрасте, казалось, был глубокий смысл: не войдя в храм, не получишь подарка для души!
Заявленная в программе обзорная экскурсия по городу была скорее прогулкой по древней части Пскова. Было очень тепло и солнечно, воздух насыщен ароматом хвои, пели птицы. Мы гуляли, сидели на скамейках у монастырского трапезного ларька и ели пирожки, запивая их чаем. Древность, окружавшая нас, была не музейная (в музее всегда есть дистанция между тобой и экспонатом), а живая и очень гостеприимная, такая родная сердцу! В наших глазах её «полномочным представителем» был в первую очередь наш Владыка, приобщавший нас к древним святыням, – в нём мы, слабые, чувствовали глубину веры и укоренённость в традиции и инстинктивно старались держаться поближе. Батюшки, которые нас встречали в храмах, экскурсоводы, женщина, продававшая нам монастырские пирожки, – все они, как и Владыка, были здесь у себя дома, а мы немножко иностранцами…
Есть у паломнических поездок замечательная черта: они убеждают в невозможности полноценной духовной жизни человека в отрыве от истории Православия. По словам Д.С.Лихачёва, история – одно из важнейших свойств духовного бытия. И вера, и историческая память вовсе не в голове, а в сердце, а потому требуют глубины. Нельзя веровать в Бога «чуть-чуть», как нельзя «чуть-чуть» любить Древнюю Русь, представляя её лишь по картинкам…
И.Г. Бердникова, заслуженный учитель России,
директор воскресной школы кафедрального
Благовещенского собора
.

Просмотров: 81