Не просто искусство (+ Фото)
Инокиня Дария (Муленкова) из Арсеньевской епархии – одна из немногих в России женщин- иконописцев. Этим служением она занимается уже более 20 лет.
Монашество не приемлет многословия и не располагает к откровению. И расспрашивать матушку Дарию о жизни и о себе – труд неблагодарный. А понять всё о ней можно, глядя на её работы – светлые, одухотворённые, мастерски выписанные.
Ну а как иначе, ведь она выпускница художественного училища, член Союза художников Москвы и вообще очень талантливый человек. У неё хороший голос, и она поёт на клиросе. Печёт просфоры, и не только – у неё, как у каждой монахини, много послушаний. А к Богу она пришла через увлечение древним искусством.
Сначала решила сама попробовать старинные методы писания икон. Слава Богу, уже знала, что этим нужно заниматься с благословения почитаемого священника. А иначе бы ничего не получилось.
– В 1995 году я взяла благословение на занятие иконописью у старца Наума (Байбородина). На тот момент у меня уже было светское художественное образование, – рассказывает матушка. – И у меня как-то сразу начало получаться. Но я быстро поняла, что писание икон – не простое художество. Без глубокого погружения в сюжет, без веры это будет просто картина, похожая на икону. Ведь икона – это окно в Божий мир, люди перед ней молятся…
Так в её жизни появился монастырь. Но обитель – не дом отдыха, её насельницы пребывают в постоянных трудах и молитвах. Послушания требуют полной самоотдачи. И на иконопись у неё времени почти не оставалось.
И только когда я попала в Арсеньевскую епархию, к епископу Арсеньевскому и Дальнегорскому Гурию, смогла по-настоящему заняться делом своей жизни, – продолжает Дария. – Владыка даже направлял меня несколько раз в иконописную школу на стажировку.
Для написания иконы нужны какие-то особые условия?
Молитва и пост.
Как у каждого художника, у вас, наверное, есть любимые сюжеты?
Моей первой иконой была Игоревская Божией Матери. Она называется оплечной, то есть фигуры Богородицы и Спасителя, который к ней прислоняется, выписаны не полностью, а только с плечами. А люблю я больше аналойные поясные иконы. Они размером примерно 30 на 40 сантиметров. Поясная – это изображение какого-либо святого по пояс. На таких иконах обычно бывает крупный лик, прописанные руки. Такой тип икон у меня получается лучше всего.
Иконопись изменила вашу судьбу…
Я больше скажу – она помогает мне жить. Я же художник. Людям творческим всё время нужно творить. А икона – это особое, церковное искусство, выход творческой энергии в правильном направлении.
А если бы вы были не церковным человеком, чем бы занимались?
Может, писала бы какие-нибудь пейзажи. Но светская живопись не такая интересная, ведь иконопись уже сама по себе духовна. Это не просто искусство. Оно было развито в первые века христианства. Скульптура, портрет – всё уже тогда было на очень высоком уровне. Существовала такая техника – энкаустика. Это когда краски связываются воском. Они очень долговечны. До наших дней дошли картины, портреты, выполненные в этой технике. Но постепенно иконописцы перешли на яичную темперу, состоящую из пигментов и яичной эмульсии.
Об истории, технологии и законах иконописи матушка может рассказывать бесконечно. Она является одним из организаторов Дальневосточной ярмарки русской культуры «За веру и Отечество» – проекта Арсеньевской епархии, реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках ярмарки мать Дария щедро делится своими знаниями и талантом, устраивая выставки и мастер–классы, приобщая земляков к древнейшему из искусств.
Екатерина Придворова
Просмотров: 133