Две новых выставки: одна из них, выставка картин – «Божий мир глазами православных художников», другая, экспонатов этнографической коллекции «Быт русского человека» начали свою работу в музее истории города. 
4 июля, по благословению епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия и при непосредственном участии епархии, в выставочном зале музея истории города открылась сразу две новых выставки, состоящих, фактически, из двух самостоятельных направлений, но с общей духовной сутью.
Таким образом, Арсеньевская епархия продолжает традиции духовно-культурного просвещения народа, а нынче, когда весь православный мир празднует 700-летие рождества преподобного Сергия Радонежского и отмечает  Год Культуры в Российской Федерации, особенно.
Открывая очередную выставку, владыка Гурий сказал: «Воистину был прав Фёдор Михайлович  Достоевский, что красота спасёт мир, а в Год Культуры в России об этом стоит напоминать чаще. Красота Божьего мира, красота творения рук людских, в общем – всё это Божья красота. На картины можно смотреть с исторической точки зрения, с антикварной, с разной, но всё это красота. И возраст, и статус, людей их писавших разный, но это работы, безусловно, людей духовных. Пусть эта выставка напомнит о русских традициях, будет на радость и Божье благословение».
На открытии выставки от имени властных структур города присутствовали и выступили: зам. председателя городской Думы В.А. Авагимян и зам. главы местной администрации Н.И. Пуха. А также на открытии присутствовали местные художники, фотографы, прихожане и просто любители живописи, истории и культуры.
Первое направление выставки живописное и его можно назвать «духовным пейзажем», так как большинство выставленных полотен, а их здесь шестьдесят пять (чаще всего холст, масло), посвящено теме духовности, святым обителям и просто чудным уголкам родной природы. Они принадлежат кисти двух десятков художников, одни из которых являются признанными мастерами высокого класса, другие, ещё только начинают свой путь на  художественном поприще, а есть и самодеятельные художники, пишущие для души. Все разные, но все они объединёны темой любви к родному Отечеству, к его духовным святыням и природе.
Самым известным мастером из них является К.А. Прохоров, народный художник СССР, заслуженный деятель искусств Украины. Константин Александрович своего рода уникум. Он окончил поочерёдно три художественных училища: Палехское, Ивановское и Симферопольское, а после этого институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде. Член Союза художников СССР с 1948 года. Ему 90 лет, но он продолжает писать. В выставке участвует его картина «Три сестры».
Уникальный московский художник, реставратор М.П. Кудрявцев, уже покинул этот мир (преждевременно), но сделанного им хватило бы на несколько судеб. Его титанический труд по историко-архитектурной реконструкции старой Москвы увенчался защитой диссертации, высокой оценкой специалистов и выходом в свет уникальной монографии «Москва – Третий Рим». Активный деятель русского патриотического движения. Его вдова Татьяна Николаевна Кудрявцева, не менее известный архитектор и реставратор икон, оказывает высокопрофессиональную помощь молодой Арсеньевской епархии. В настоящее время ей выполнены эскизы деревянной резной рубашки над престольной сенью и архипастырского седалища на горнее место.
Н.Н. Третьяков, это тот художник, чьи работы преподносились в качестве подарков от лица президента и правительства России. Николай Николаевич стал членом Союза художников России в 26 лет, почти сразу после окончания Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова. Он член объединения   «Русский Мир», в который входят представители классического направления русской живописи.  На выставке можно увидеть его картину «Саввино-Сторожевский монастырь», написанную в Звенигороде в 1989 году
Художник-реставратор высшей категории Н.В. Нужный, выпускник института имени В.И.Сурикова, член Московского Союза художников, известен как руководитель живописных работ в самых известных храмах России. Он участвовал и в росписи храма Христа Спасителя в Москве. На выставке размещены выполненные им четыре эскиза росписей Свято-Пантелеимонова храма при ЦКБ № 1 ОАО РЖД в Москве.
Работы московской художницы и иконописца А.В. Штатновой, представлены  коллекцией из тринадцати пейзажей. С начала создания Арсеньевской епархии Александра Валерьевна активно сотрудничает с ней и её правящим архиереем. Она уже написала для новой епархии большую храмовую икону Божией Матери «Троеручица» и передала её Преосвященному Гурию. Эта икона доступна для всех верующих, с молитвой к ней притекающих и находится в кафедральном Благовещенском соборе города. Сейчас мастер работает над монументальной соборной иконой «Благовещение Божией Матери». Икона, по идее правящего архиерея будет воплощать в себе не только библейское повествование Благой Вести, положившей начало спасению рода человеческого, но на полях которой будут находиться изображения самых известных избранных Святых Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Кроме мастеров профессиональной живописи, в выставке приняли участие и представители духовного поприща. Справедливости ради, следует сказать, что многие из них имеют первичное мирское образование в области архитектуры и художеств, поэтому любителями, по определению, они считаться не могут. В первую очередь следует сказать, что в выставке участвуют две работы самого правящего архиерея, владыки Гурия (в миру – В.А. Фёдорова). Одна из них «Псково-Печорский монастырь» (холст, масло) написана ещё в 1981 году, когда владыка был студентом 1 курса Московского архитектурного института. Вторая, «Аксайское ущелье. Вид из кельи отшельников» (Алма-Ата, 1993 г., ватман, акварель), в период несения послушания старшего иподиакона при Святейшем Патриархе Алексии II, незадолго до включения в рабочую группу (искусствоведческую) по строительству храма Христа Спасителя.
Полотна целой семьи московских художников Муленковых, представлены на выставке: главы семейства, члена Союза художников России В.С. Муленкова, его супруги Валентины Николаевны и их дочери, инокини, сестры Арсеньевской женской монашеской общины Дарьи. Полотна Виктора Семёновича: «Троица», «Патриархия», «Венчание», фактически составляют ядро, центр выставки. Его супруга посвятила одну из своих работ дочери, подчёркивая тем самым особое её благословение на монашеское служение, она так и называется «Портрет моей дочери – инокини Дарьи». Супруги уже покинули грешную землю и ушли в лучший мир, но их дело продолжает дочь. Сама инокиня Дарья (Муленкова), получившая художественное образование,  является членом Союза художников города Москвы. Её работы написаны в середине 1980-х годов и посвящены монашеским обителям: «Солотчинский монастырь» (Рязанская область) и «Крутицкое Митрополичье подворье». Сейчас таланты инокини-художницы служат на благо Арсеньевской епархии. В настоящее время она подготовила большую серию иллюстраций к книге «Путеводитель по Арсеньевской епархии» и их можно увидеть здесь же. В выставке участвует и двоюродный брат инокини Дарьи, художник-любитель Л.В. Чижов.
Есть на выставке две небольших, трогательных акварели кисти бухгалтера Арсеньевского епархиального управления Н.И. Смирновой: «Лесные дали» и копия картины Андрияк «Сирень». Нина Ивановна, являясь, племянницей самобытной московской художницы Галины Лукьяновны Дорониной, недавно сама начала рисовать. Она просто и убедительно сказала на открытии выставки, о причинах, побудивших её взяться за кисть: «Я начала рисовать всего лишь 5-6 лет назад, так как это занятие умиротворяет, гасит негатив, делает душу добрее и чище…».
Вторая часть выставки по преимуществу представляет серию этнографических экспонатов: целую коллекцию женских русских костюмов разных времён, бытовой и кухонной утвари XIX – начала XX веков из коллекции Арсеньевской епархии. Выставка носит условное название – «Быт русского человека». У присутствующих, а особенно у женщин, особый интерес вызвала коллекция национальных женских костюмов, представляющих образцы женских одеяний не менее десятка российских губерний.
Интересные и назидательные слова по поводу понятия «костюм-одеяние», сказал владыка Гурий: «Эти костюмы заставляют обратить особенное внимание на русскую, православную культуру. Как сказал Сергей Глебушкин*: «На разные случаи жизни у русских были разные костюмы: женится – один костюм, трудится – другой, а если умирает, то тоже особенный костюм… Статус русской женщины можно было определить по её костюму: девица-невеста, мать семейства или вдова, видно сразу, а сейчас и не поймешь, кто перед тобой и что из себя представляет». Пожалуй, только в Церкви нынче сохранились традиции специальных одеяний и для каждого сана разных, не говоря уже о литургических облачениях. Нужно  напомнить людям об истории национального костюма».
Выставка продолжит свою работу до середины сентября.
* Сергей Глебушкин, член Союза художников России и Международной федерации художников; известный коллекционер и собиратель русского народного костюма. На основе его коллекции издан уникальный фотоальбом «Традиционный русский костюм XIX – начало XX вв. из собрания Сергея Глебушкина» (М. изд. «Северный паломник», 2008, 736 стр.).
.
Материал подготовила Л. В. Колодей
Фото: мон. Игнатий (Алексеев)

Просмотров: 676