Прикосновение к вечности (+ Фото)

(впечатления о паломничестве в северо-западные земли России)
«Душа обязана трудиться и день, и ночь…» – эта строка из известного стихотворения Николая Заболоцкого как нельзя лучше передаёт то внутреннее напряжение, в котором находится человек, становясь паломником. И чем больше паломнический «стаж», тем выше это напряжение, потому что с каждой новой поездкой к святыням возрастает потребность вновь и вновь приобщаться к ним.
Ведь верой «насытиться» нельзя: она всегда – духовная жажда. Недавняя поездка к святыням Центральной и Северо-Западной России была подобна глотку воды из живоносного источника.
Глубокое впечатление оставила Новгородская Земля. Ступив на неё впервые, понимаешь, насколько тесно вечность связана здесь с историей. В Покровском соборе, где вопреки жёсткому экскурсионному графику мы промыслительно оказались (владыка Лев, митрополит Новгородский и Старорусский, по нездоровью попросил нашего владыку Гурия служить литургию), каждому из нас подарили двухтомник «Святые Новгородской Земли Х – ХVIII веков». В нём описаны жития двухсот (!!!) святых. Князья и княгини, архиереи и игумении, монахи и юродивые – небесное сокровище Новгородской Земли, её главное богатство, подлинные создатели её истории! Во время паломничества срабатывает эффект максимального приближения человека к духовной жизни своего народа и его истории: то, что на страницах учебников и энциклопедий кажется далёким и почти экзотическим, предстаёт как существующее здесь и сейчас, живое, имеющее непосредственное отношение лично к тебе. И эти люди, которых мы называем святыми, – тоже: их вера и подвиг, нередко мученическая смерть, их жертва Христу – всё это касается лично тебя, связано с твоей жизнью и твоей верой…
Господин Великий Новгород (Новгородская республика 12-15 веков ) – уникальное историческое явление. Понять смысл этого явления невозможно, не побывав в Соборе Святой Софии, Премудрости Божией, созданном в 1045—1050 годах князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. На протяжении столетий София – духовный центр Новгородской республики, сегодня – кафедральный собор Новгородской митрополии. Это один из древнейших храмов на территории России! Мы прожили в нём почти целый день. Божественную литургию и Всенощное бдение совершал наш владыка Гурий, мы участвовали в обеих службах. Было очень радостно на душе от того, что служит владыка, от величественности и красоты богослужения. И от мысли, что мы, православные, очень счастливые люди: в храме, каким бы древним он ни был и как бы далеко от родных мест ни находился, мы всегда дома. Мир вокруг меняется, а чин литургии был и остаётся неколебим, и твоё личное участие в ней всегда просто и понятно: молись, кайся, подходи к Чаше и будь счастливым оттого, что основы твоего бытия устроил Сам Бог и они так прочны – стоит только отдать себя в руки Божии, и никакой ветер перемен тебя не унесёт!..
В сумерках, когда собор был уже закрыт, состоялась экскурсия. Нас провели по всему храму, мы могли приложиться к его святыням. Особенно мне запомнился рассказ о древней чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Девы Марии. Чудесное появление иконы в новгородских пределах относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима» (так говорится в сказании), икона семь раз, начиная с Ладожского озера, являлась местным жителям и наконец достигла берега реки Тихвинки. Одно из чудес, явленных ею, – спасение Москвы от немецких захватчиков в 1941 году. Когда враги были уже на подступах к столице, Сталин призвал в помощь духовенство, был отслужен молебен о даровании победы, самолёт с чудотворным списком Тихвинской иконы на борту облетел вокруг Москвы. Началось успешное контрнаступление советских войск, и сразу же был освобожден город Тихвин! Так святыня связала воедино древнюю историю и двадцатый век. Свежи в Новгородской Софии и другие следы Великой Отечественной войны. Перед иконостасом установлен крест с сидящим на нём металлическим голубем – символом Святого Духа: в 1941 году во время авианалёта крест был сбит с центрального купола. Зияет навсегда утраченной росписью и купол собора – немецкий снаряд уничтожил чудесный образ Христа Вседержителя со сжатой десницей. Древние художники многократно пытались переписать образ, «разжав» Божии персты, ведь канон требовал, чтобы десница была благословляющей. Однако Сам Господь открыл им: «…когда рука Моя распрострётся, тогда Новгороду будет скончание». В 1941 году из-за прямого попадания немецкого снаряда в купол рука Спасителя разжалась, и Новгород был превращён в руины. Великий трагический смысл наших потерь в этой войне заключается ещё и в том, что нас попытались лишить святынь, ведь если у народа нет святынь, то ничто не свято: ни Бог, ни Отечество.
Во время экскурсии по Святой Софии нам посчастливилось побывать во Владычней грановитой палате. Значительная часть экспонатов – огромные напрестольные Евангелия из Софийского собора, Юрьева и Хутынского монастырей. Все они в серебряных чеканных и литых окладах необыкновенной красоты, с золочением, украшены резьбой, бархатом, с фигурными застёжками. Мастера, изготовившие их, – новгородские, петербургские и другие, вовсе не известные. 17-18 века – эпоха расцвета барокко, и этот светский декоративный стиль с особенной изысканностью отразился на оформлении Евангелий.
Но в новгородских храмах паломнику открывается и другая красота – неброская, но при этом особенная. Её можно увидеть во внешнем архитектурном облике Софии и других древних церквей 11-12 веков: строгие, аскетичные линии фасадов, маковицы глав похожи на древнерусские шлемы. Таков Георгиевский собор (1119 год) Свято-Юрьева мужского монастыря. Из Новгородской летописи известно имя зодчего – Пётр. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. После революции 1917 года собор очень пострадал и, как многие храмы, был возвращен церкви лишь в начале 1990-х годов. Во время экскурсии нам показали ещё одно чудо – оригинальную фресковую живопись 12 века. Она сохранилась только в верхней части лестничной башни – в северо-западном куполе Георгиевского собора. Удивительное чувство испытываешь, стоя перед святым, чьи фигура и лик едва проступают сквозь века. Здесь тебе позволено сделать то, чего никогда не позволят сделать в музее: приложиться к святыне, коснуться рукой стены, ощутив шероховатость древней штукатурки. Здесь нет ничего мёртвого, ушедшего в прошлое. Между тобой и святым происходит молчаливый диалог, понятный и нужный обоим… Реставрация собора продолжается, при этом можно увидеть фрагменты исторической кладки стен, – она традиционна для новгородских храмов: небольшие известняковые блоки чередуются с плоскими прямоугольными кирпичами из ярко-оранжевой плинфы. При всей лаконичности внешнего облика храма такая смешанная кладка делает его необыкновенно нарядным, лёгким, особенно в солнечный день – Господь утешил нас погодой наилучшим образом, очевидно, чтобы наши глаза в полной мере насладились этой красотой.
Запомнилась и церковь Параскевы-Пятницы на Торгу 1207 года, такая же яркая, почти оранжевая в лучах полуденного солнца. Названа она в честь великомученицы Параскевы, считавшейся покровительницей новгородского купечества, и стоит на Ярославовом Дворище: великий князь Ярослав Мудрый жил на Торговой стороне близ реки Волхова – здесь было несколько церквей и одно из мест вечевых собраний. С моста через Волхов мы любовались красотой широкой реки и видом на Торговую сторону в Ярославовом Дворище…
Вечность. История. Красота. Таков мир христианской веры. Побывав однажды в Великом Новгороде, ты оставляешь там частичку своего сердца, в котором незримыми узами связываются земли, расположенные на противоположных концах нашей огромной страны: древняя Новгородская и Приморская.
И.Бердникова
.

Просмотров: 63

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский