Про казачество, поклонный крест и любовь к земле русской (+ Фото)

Газета «Наше время»
22 июня 2022 года №25 (9640)

Совсем недавно перед селом Изюбриное был установлен поклонный крест. Добрая православная традиция, которой уже несколько столетий – на Руси поклонные кресты ставили на особых памятных местах, на перекрестках дорог, неподалеку от деревень, дабы, отправляясь в путь или входя в село, человек вознес благодарственную молитву Богу.

Поклонный крест для наших предков испокон веков был неким духовным щитом от всех врагов – видимых и невидимых.

А совсем недавно еще один поклонный крест появился на горе Изюбриной. 11 июня он был установлен на одной из самых высоких вершин (1433 метра) Чугуевского округа по инициативе Юрия Васильевича Немцова.

«Пошли в гору перед Троицей…»

«Собирались установить крест несколько ранее, – рассказывает Юрий Васильевич. – Но как-то не складывалось – то погода помешает, то еще что-то… А 11 июня перед Великой Троицей, как Бог помог, все само собой сложилось.

Выехали к девяти утра. Трое казаков: я, сын Иван, Илья Егоров и один православный мирянин – Валерий Александрович Дубин. Конечно, готовились заранее. Крест сделал сам – люблю плотничать. Эскиз? Да собственно делал так, как на душу легло. Все детали обработал маслом хорошим – лет 10 стоять будет – не потемнеет. По эскизу высота креста составляла почти два метра.

У подножия горы все детали креста бережно упаковали в картон, обвязали, чтобы, пока будем подниматься, ничего не повредилось, не испортилось. И в путь».

Путь нелегкий, особенно учитывая, что кроме инструментов, путники несли еще детали креста весом 40 килограммов. Всю ношу поделили между собой. Основную двухметровую балку взялся нести сын Юрия Васильевича – Иван. И все восхождение нёс её сам, хоть и не раз предлагали ему мужики «подмочь» – ни в какую.

Восхождение на гору Изюбриную – это 7 километров только в одну сторону по тайге. Сначала нужно подняться на крутую сопку, по ней часа полтора ходу. У подножья – 500 метров над уровнем моря, а на хребте уже 900. Потом по хребту – более плавно наверх. Но сначала привал, с ношей идти тяжело. Только отдых – это одно название, мошки столько, что без движения сидеть – только кормить её.

Снова в путь.

«А красота такая, что дух захватывает»

Рассказывая о восхождении на Изюбриную, Юрий Васильевич говорит о многом, но не о трудностях пути: «А на что жаловаться? Не в первый раз в тайге-то, и миссия у нас была важная, богоугодная. Нет, врать не буду, сначала поднимались с шутками-прибаутками, посмеивались. Потом улыбок у молодежи поубавилось, но настрой был по-прежнему боевой. Это с непривычки – одно дело по тайге по низам ходить, в гору – это другое».

Юрий Васильевич Немцов живет лесом, знает о нем буквально все. Пока шли, отвлекал молодежь. То покажет, где недавно изюбрь прошел, то следы медведя углядит на лесной тропе. Зверя увидеть живьем не удалось. Зверь, он тоже жить хочет, зря на рожон не полезет. Пока шли, видеть его не видели, слышали только хруст веток в стороне, да на одном кусте Немцов заметил клок тигриной шерсти.

Но главное, чем выше поднимались путники, тем удивительнее открывалась перед ними родная природа. Такие пейзажи, что дух захватывает. А на самой вершине горы …

«С Изюбриной виден Арарат (не знаю официальное название этой горы, но местные ее так называют), она почти напротив Шумного и ниже Изюбриной, наверное, метров на 100, – Юрий Васильевич так рассказывает о тайге, о природе, о горах и сопках, что слушать можно бесконечно. – Видны Три сестры, которые недалеко от Облачной. Деревьев на вершине немного, и они не такие, какие мы привыкли видеть в тайге внизу. Зато много кедрового и елового стланика. Под ёлками, хоть на календаре уже июнь, еще лежит снег. У нас уже на вершине как раз вода закончилась, так мы этот снег ели. Чистый, вкусный – природа. Смотрите вокруг, ребята, ради этого стоит жить».

Кстати, снег на вершине Изюбриной зимой выше человеческого роста, он уже в ноябре там лежит. А воздух… Чистый, с запахом хвои и чего-то еще… Ощущение, что такой же запах и воздух были тут и 50 лет назад, и 100, и всегда – с сотворения мира. Полное абсолютное ощущение превосходства природы над человеком.

Поклонный крест устанавливали на самой вершине, шесть часов ушло на восхождение. Для надежности его установили на металлическую подставку и обложили крупными камнями. Сделано доброе дело.

«Я с собой взял новую чистую кисточку, воду, освященную в храме. «Вставайте, казаки, – говорю, – на Господню молитву». Потом освятил крест святой водой – хорошо на душе, светло. Вот вы спрашиваете, зачем такой путь прошли, чтобы установить поклонный крест на вершине? Я вам так отвечу: хотелось сделать это во имя веры. Крест на вершине горы, как будто ближе к Богу. Поклонный крест в православной вере хранит, оберегает место, где установлен. Этот, верю, будет защищать все, куда взор с горы падает: нашу землю, нашу тайгу, реки, людей…» – в словах казака искренняя вера в то, что дело сделано правое, нужное и богоугодное, да и продиктовано оно любовью к своей земле, людям, которые рядом живут.

На склонах горы Изюбриной, где теперь стоит поклонный крест, берут свое начало реки Правая Антоновка, Правая и Левая Изюбринка, Горелая и Каменка, ключ Базовый (который в Чугуевку течет) и несут свои воды дальше в села Чугуевского округа.

Так в чугуевской глубинке зарождалось казачество

В рассказе о восхождении на Изюбриную мы пока не сказали о важном: как же Чугуевском округе появилось казачество. А случилось это еще в сентябре прошлого года, с соблюдением всех правил и обрядов. Пока в составе хуторского казачьего сообщества только 10 человек, и оно еще не получило официального статуса (регистрация завершится в июле), но это ведь только начало большого пути.

Так почему же казачество? «Если задуматься, объяснений найдется очень много, – в размышлениях Немцова переплетаются и история русского народа, и история становления сел района. – Кто из нас много знает о своем роде? Немногие. У меня, например, по материнской линии в роду были священники, а меня никто не учил православию, я пришел к Богу лет пять назад. Знаю, что предки всегда держали большой табун коней, а откуда род берет начало – не знаю. Но меня всегда вдохновляли казачьи культура и традиции. К тому же вспомним историю заселения края и района: сюда ехало много переселенцев с Украины, Белоруссии. Были среди них и казаки, только мало кто в семьях помнит об этом, к сожалению».

Идея возникла из сердца, так говорят, когда речь идет о чем-то сокровенном, важном, самому себе с трудом объяснимом – «просто чувствую: моё». Поддержали эту мысль и другие – обычные сельские люди, для которых важно то же, что делало едиными наших прадедов много лет назад: православная вера, любовь к своей земле и своему народу. «С нами Бог» – такой девиз выбрали они для своего хуторского казачьего сообщества. «Когда обсуждал свою идею с мужиками, долго не думал, – продолжает Юрий Васильевич. – Что я могу им предложить? Первое – крепкую мужскую дружбу и поддержку. Знаете, как у казаков в старину было? Пришли на круг (собрание), поговорили, обсудили проблемы и села, и личные. Одному надо сарай ставить срочно, например. Собрались на выходной – помогли вместе. Стоит жаркая пора, пожароопасный сезон – будем начеку, если надо, идем лес от огня спасать. Да мало ли какая кручина бывает. Вместе со многим справиться можно.

Ну, и вспоминаем и бережем православные традиции русского народа, рассказываем о них молодежи. Да мало что ли важных добрых дел на селе?! Было бы желание».

А желание есть! Как только хуторское казачество в Чугуевском округе получит официальный статус, Ю.В. Немцов планирует провести торжественное посвящение в казаки тех, кто уже подал заявление о вступлении в него. По всем правилам, со всеми традициями. Ну и, конечно, с радостью примут в свои ряды тех, для кого православная вера, любовь к Отчизне и своей земле – не пустые слова, кто готов жить и чтить традиции русского народа, передавать их своим детям.

Елена КАЛЕНСКАЯ.

Просмотров: 118

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский