Радоница – это праздник совместной радости живых и мертвых (+ Видео)

Епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий
Почему этот праздник называется Радоница? Как правильно поминать своих усопших на Радоницу и в другие дни? Какие существуют суеверия и заблуждения, связанные с памятью об усопших?
День общей радости
Начиная со Страстной седмицы, которая посвящена воспоминанию о последних днях земной жизни Христа и до конца Светлой седмицы Церковь, т.е. 2 недели, не совершает панихиды по усопшим.
Почему? Потому что это время общецерковной скорби о страданиях и Крестной смерти Христа Спасителя, а потом время Пасхального торжества и радости. Заупокойные возглашения в этот период неуместны, но на каждой Литургии совершается отдельное поминовение здравствующих и усопших за проскомидией. Здесь надо отметить, что во все семь дней Пасхи и в Антипасху у всех радость: и у нас живых, и у усопших – в аду в эти дни бывает ослабление мук и некоторое утешение.
На девятый день после Пасхи, т.е. во второй вторник, разрешается поминовение усопших как в храме на панихиде, так на кладбище, в том числе и на могилках. Этот день становится днем общей радости, как нашей, так и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. И слово “Радоница” однокоренное со словом “радость”. Хорошей иллюстрацией этого является пример из Киево-Печерского патерика, где говориться, что один отцов спустился в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и воскликнул, обращаясь к ним, как к живым: “Христос воскресе!” и слышит ответ: “Воистину воскресе!“.
На кладбище в Пасху?
О Радонице, как о специальном дне поминовения усопших, нашим соотечественникам известно довольно широко. Более того, часто региональная власть ежегодно обязывает соответствующие службы организовывать дополнительные маршруты или рейсы общественного транспорта до кладбищ, но несмотря на всё это у многих прочно укоренилась традиция отправляться на погосты в праздник Воскресения Христова.
Практика показывает, что на кладбище в Пасху едут те, кто не были в храме и не встретили это величайшее торжество. Фактически у них происходит некое замещение, когда вместо того, чтобы идти в храм, они едут на кладбище. Эта традиция возникла в советские времена, когда люди были насильственно отрешены от Бога, от Церкви, от спасения. Да и храмов было мало, ходить в них было страшно, так постепенно и отвыкли. А душа чего-то искала, требовала, некоего единения с миром духовным на основании той исторической, религиозной памяти, которая не до конца самим человеком была осознаваема. И поэтому люди устремлялись на кладбище.
Сегодня, безусловно, эту традицию надо стараться изжить. Лучше быть на Пасху в храме и помянуть своих родных и близких, т.е. помолиться всем миром – соборно за них, а на кладбище ехать на Радоницу. Там то же священнослужители на площадке у входа будут совершать Пасхальную панихиду, а затем можно убраться на могилке, помолиться самому и при желании пригласить туда священника.
Молясь о наших почивших, мы их душам доставляем определенную радость и облегчение, но если они достигли уже спасения и находятся в Раю, то, молитва за них приносит уже нам духовную поддержку от Бога и утешение.
Всецерковное поминовение
Наша частная молитва подобна гребцу на одинокой лодочке, а молитва церковная кораблю с большими парусами и множеством гребцов. Каждый должен сам молиться о своих умерших, но необходимо также прибегать и к соборной церковной молитве и особенно к вселенским панихидам, парастасам.
В память о человеке и для духовной помощи также очень полезно раздавать убогим людям милостыню, совершать какие-либо добрые дела.
Как молиться и что заказывать в Церкви?
Что христианин обязательно должен знать о поминовении усопших? В первую очередь то, что заупокойная молитва является его христианским долгом, долгом его любви. Ведь усопшие сами ничего уже в своей жизни изменить не могут, а наша молитва может многое, но как и в какой степени, мы не знаем.
Еще нужно знать о том, каковы бывают виды вот этой заупокойной молитвы. Прежде всего и самое главное – это поминовение за проскомидией и за Божественной Литургией. Это может быть записка, поданная перед конкретной Литургией, либо “сорокоуст” – то есть поминовение на сорока проскомидиях и Литургиях. Это может быть полугодовое подобное поминовение, годовое.
Еще один вид заупокойного поминовения – это панихида, она практически каждый день совершается в наших храмах. Для этого нужно прийти в храм, подать записку с именем усопшего, и священник, совершающий панихиду или литию, помолится о нем. Вместе со священником и людом совместно помолиться о своих близких, как на литургии, так и на панихиде.
Заупокойная лития – краткое заупокойное моление – как правило, оно совершается на кладбищах или в период Великого поста, в будние дни.
Хорошие также способы поминовения усопших на Псалтири, Каноне об усопших и акафисте об единоумершем, которые можно читать дома по благословению священника. Эти молитвословия очень глубоки, трогательны, умилительны, и являются огромным утешением, для тех, кто скорбит об ушедших, а также и для самих ушедших.
Помимо этого, безусловно, нужно знать, что когда человек умирает, должен быть прочитан канон на исход души, если этот человек долго страждет и душа не может разлучиться с телом, есть еще канон, который читается о долго страждущем. хорошо, когда это может сделать священник, но если нет возможности его в этот момент его пригласить – то это могут сделать домашние и близкие. И, безусловно, нужно знать, что Господь в первую очередь слышит и принимает не молитву как форму, где одно следует за другим, и все слова стоят на своих местах, а молитву, которая идет от нашего сердца.
Поэтому помимо установленных молитвенных чинов мы можем молиться своими словами, о самых простых вещах: мы можем просить, чтобы Господь простил нашему почившему сроднику или другу все его согрешения, которые он совершил здесь на земле вольные и невольные, и чтобы сподобил Своей милости и Небесного Своего Царствия. Об этом можно молиться своими словами, на всяком месте, в любое время. Как часто? Каждый раз, как вспоминается им почивший, каждый раз, когда сердце с болью сжимается, надо эти слова обязательно произносить. И опять-таки, и душа утешается и успокаивается, и самое главное, что утешается и успокаивается душа того, кто уже скончался.
***
В день Радоницы Преосвященнейший Гурий, епископ Арсеньевский и Дальнегорский совершил панихиду на Арсеньевском городском кладбище. Владыке сослужили иерей Константин Мироненко, иерей Владимир Пыжиков, дьякон Кирилл Зиновьев.
.
.
.

Просмотров: 100