Сказ о том, как протоиерей Вячеслав Брегеда в Самаргу летал да Крест устанавливал (часть 1) (+ Фото + Видео)

Дорога на Дальний Восток
Муж моей дочери Анны Александр Семёнов после окончания семинарского курса был направлен по распределению на Дальний Восток. Первое его служение было на острове Сахалин. Мы с супругой летали на самолете и навещали наших близких людей.

Поездки были на крещение внучки, ну и другие события, потом он служил в Арсеньевской епархии и там родилось еще двое внуков. Я решил как-то полететь в среду и возвратиться в пятницу и попасть на три дня рождения – первое своей дочери 28 января, потом внука 30 января и наконец, внучки Марии 4-го февраля.

Проведя в Арсеньеве два года, мой зять – отец Александр стал служить в храме интерната слепоглухих Сергиева Посада и за трапезой после службы рассказал о намерении Владыки Гурия, епископа Арсеньевского и Дальнегорского, воздвигнуть Кресты на севере, юге, востоке и западе своей епархии. Взглянув на карту, можно увидеть, что некоторые места очень труднодоступны и находятся в глубине тайги. Меня очень заинтересовало это мероприятие. Созванивался с помощниками Владыки, когда будет такой выезд или поход с таким назначением. Взяв летом отпуск, я решил поехать снова на Дальний Восток с внуками.

Получив все документы, стали готовиться к выезду. 28 июня мы послужили в престольный праздник нашего храма и вместе с иконами Божией Матери Табынской и великомученицы Параскевы сходили на освящение источника. Вечером же надо было спешить на поезд Москва-Владивосток.

Мне самому очень хотелось проехаться по всей России за неделю, и таким образом добраться на конец своей страны. В десять часов вечера дочка на машине меня с тремя внуками и с вещами доставила к электричке, и мы поехали в сторону Ярославского вокзала. Прождали там, около получаса и объявили о посадке на поезд. Подошли к 12-му плацкартному вагону, у нас проверили электронные билеты, наличие документов, и мы вошли в поезд. С местами было трудно, по интернету увидел наличие только пяти и выбрал из оставшихся четыре. В 00.35 минут наш поезд отправился, получили белье, и разложив его, внуки угомонились и вскоре крепко заснули. Я же долго ворочился и пытался в окошке разглядеть свой родной город Сергиев Посад, который мы проезжали около двух часов ночи. Поезд увозил нас все дальше и дальше.

Проехали в ночь город Киров, откуда наши паломники от прихода шли пешком во время 6-дневного Великорецкого Крестного хода. Затем Пермь, Екатеринбург, Омск, Новосибирск. Пассажиры выходили, вновь заходили. Солдаты, закончившие службу, начищали свои мундиры и пришивали шелковые белоснежные эполеты. Призывники, получив свои пайки, делились с моими ребятишками и размещались на свободных полках. Днем у всех одни разговоры, а ночью слышится храп.

Заглянув в окно можно было увидеть, как затопило окрестности Тулуна и сам город, как плавали дома в воде. Наш поезд не останавливался, хотя автомобильную трассу закрыли из-за паводка, и мост был в воде. Дамба была рассчитана на девять метров в высоту, а уровень поднялся до 14-ти метров, через пять дней вода сошла, и только потом пустили транспорт. А наш поезд по расписанию продолжал свой ход и только перед Хабаровском он задержался на целый час.

В нашем вагоне был еще один пассажир, который тоже ехал из Москвы до Владивостока – венгр по имени Бен. Он намеревался добраться до Японии, а потом попасть и в Китай. Мои внуки, солдаты и простые граждане нашей огромной Родины общались с ним через приложение в смартфоне.

Затем мы отправились в Дальнегорск. Переночевав в Дальнегорске, поехали в сторону поселка Терней и затем в село с названием Амгу. До Тернея дорога временами была асфальтная, а после только грейдеровская. Где-то в два часа дня нам навстречу ехала машина с самим Владыкой Гурием. Он был сам за рулем и направлялся в Дальнегорск, чтобы совершить там богослужение. Владыка посоветовал нам после Амгу поехать в село Светлая, чтобы установить там Крест.

Распрощавшись, мы еще около пяти часов добирались до селения Амгу.

В Амгу

На следующий день после нашего приезда мы совершили всенощное бдение к празднику памяти апостолов Петра и Павла. Дни были солнечные, и в самый день праздника мы прошли Крестным ходом по всему селению. Отец Димитрий Селивановский кропил встречающиеся машины и прохожих, всем было в удивление само шествие.

В Крестном ходе было около десяти детей, они несли небольшие иконы и около пяти взрослых. Старенькие прихожане не поспевали, и приходилось останавливать шествие и дальше двигаться. Усердные богомольцы наготовили пирожков с рыбой, постные коврижки и тонкие блинчики, приготовленные на газированной минеральной воде. Присутствовали трое священников: отец Илья из Владивостока, иерей Димитрий Селивановский, и я.

Отец Илья рассказал, как сбился с дороги от селения Светлое, и пришлось ехать всю ночь в сопровождении проходимых машин Урала и Камаза по береговой дороге, где его постоянно вытаскивали. После обеда он на своей машине направился во Владивосток.

В селении Амгу постоянно встречаешь легковые автомобили наверху с привязанными резиновыми лодками. Оказывается, тут живут все охотники и рыболовы. Работы здесь нет никакой, только промысл. Около магазина можно встретить подвыпивших мужчин, которые потом садятся в свои джипы и гоняют по селу. Были случаи, что медведь заходил сюда и потрепал одного мальчонку, но собака стала грозно нападать на хищника, и тот убежал в свой лес. Рассказывают, и хозяин уссурийской тайги, полосатый тигр нападал на детей. Его застрелили, а потом было долгое разбирательство, почему убили хищника, внесенного в Красную книгу.

Полили дожди, и местные жители напугали меня, что их каждый год заливают паводки, что вода стоит на посадочном поле аэродрома. Выехать в Светлое мы не смогли, и только во вторник следующей недели появилось солнышко. Меня порадовали, что будет вертолет до Самарги.

В Самаргу

Я часто приходил к домику аэровокзала и надоедал. Вначале задерживали вертолет из непогоды в Тернее, но потом сказали: «Срочно идите за вещами, через час будет посадка». Наскоро купили билеты, и вот мы уже в экипировке двигаемся к концу посадочного поля.

Вертолет рассчитан на тридцать человек, все сидят по краю, а в середине вещевой склад из рюкзаков, почты и всего имущества пассажиров. Наконец завели двигатель, он погудел и стал набирать обороты. Машина колыхнулась, и мы оторвались от земли. Вскоре мы увидели селение Амгу с птичьего полета, наконец, океан и дальше вдоль берега мимо сопок направлялись на север. Бескрайнюю тайгу и сопки меняющееся можно было разглядеть в маленькое круглое окошечко.

До отлета я договаривался с администрацией поселения Самарга об установке Креста. Нам ответили, что глава селения отлетает на нашем вертолете обратно в Терней, но жалеет, что не будет участвовать в этом мероприятии.

Мы с отцом Дмитрием поясняли, что Крест хотим поставить не в самом селении, а на Золотом мысе – это восемнадцать километров от Самарги. Там базируется войсковая часть морского флота и находится действующий маяк – это самая восточная часть Арсеньевской епархии.

Пропорции Креста по Требнику

Муж главы администрации Олег Игоревич связался с представителями части и те решили нам помочь в этом деле. Прилетев в Самаргу, из окошечка я увидел маленький домик, где была прибита надпись “Аэродром Самарга”. Сняли с вертолета наши вещи – рюкзаки, палатку и две сумки, и мы направились к домику аэродрома. Нас встретил Олег Игорьевич на своей проходимой машине Тойоте, и мы поехали в селение. Здесь еще севернее, прохладнее.

На следующий день Олег Игоревич раскрыл свои запасы строительного материала, в частности три бруса 15 на 15 длиной четыре метра, и стали дожидаться представителей войсковой части. Где-то к часу дня подъехала машина Зил-157, как его называли “калун”. Весь обшарпанный, из него вытекала охлаждающая жидкость. Старшина 3-й статьи Игорь Валерьевич представился и предложил на месте у дома сделать Крест. Я согласился и стали замерять, чтобы Крест соответствовал всем нормам.

Взяли за образец церковную книгу “Требник”, и по нему стали составлять пропорции Креста.

Солдатик по имени Костя, оказался очень сообразительным и все выпилил ручной бензопилой по нашим замерам с расчетом до миллиметра. За час Крест был готов и собран. Попили чай и загрузили Крест в кузов машины. Игорь Валерьевич ехал в кузове, а я с маленьким Колей и солдатом Костей в кабине машины. Более двадцати километров надо было проехать по ухабистой дороге.

Подъехали к базе лесозаготовителя «Тернейлес», где предстояло заготовить металлическую часть креста, которая должна заливаться бетоном в земле. Сварщик предложил изготовить из лопастей тракторной гусеницы эту часть креста. Крест потяжелел еще килограммов на сорок. Поначалу его грузили вчетвером, а теперь и шесть человек было мало. После погрузки выехали в сторону маяка к войсковой части. Минули базу лесозаготовителя, где круглосуточно вывозят таежный лес и грузят на корабли, затем отправляют на завод в город Пластун или Терней для переработки древесины.

Продолжение следует….

Просмотров: 1279