Собирая историю по крупицам (+ Фото + Видео)

Наша эпоха стремится сделать нас Иванами, не помнящими родства. Ничем не «заморачивающийся», легкомысленный человек – лучший потребитель: он более склонен к импульсивным покупкам, не заглядывает далеко в будущее, а стремится жить «здесь и сейчас». Между тем, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» – неотъемлемая, необходимая составляющая культурного, по-настоящему интеллигентного человека.
И культура, история тут выступают своеобразной ступенькой к духовности, к духовному уровню бытия.
В этом году отмечается 115 лет со дня освящения приходской Покровской церкви в Анучино. В честь этого события 21 декабря в анучинском музее состоялся исторический семинар, посвященный истории Анучинского района и Приморского края в целом. Историк Арсеньевской епархии, член Русского географического общества, Лариса Васильевна Колодей подробнейшим образом рассказала об истории Анучинского района до революции: об истории заселения края и об истории Православия в Приморье. Помимо истории Анучино, Лариса Васильевна также коротко рассказала об истории Вознесенской церкви села Чернышевка и Варваринской церкви в селе Варваровка. Помимо слайдовой презентации, собравшимся на семинар школьникам и взрослым были представлены подлинная церковная кружка из чернышевского музея и набор из церковно-приходской школы – грифельная доска, чернильница, иконочка и книги.
После Ларисы Васильевны епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий рассказал о настоящем положении дел в Анучинском районе: о строящихся храмах, поклонных Крестах, о местных жителях, послуживших Богу. Например, о монахине Клименте (Шилуха).
Об истории заселения Приморья материала достаточно много, но нет никаких исследовательских работ, касающихся церковной жизни на территории Арсеньевской епархии. Ларисой Васильевной была проделана огромная работа: пришлось восстанавливать имена священников, годы освящения храмов, жизнь священников и их дальнейшую судьбу. За 6 лет работы удалось найти только 7 фотографий священства (всего священников в этой местности за всю историю было около 70 человек).
Доклад Ларисы Васильевны заслуживает самого пристального внимания, поэтому ниже мы прилагаем небольшой конспект её рассказа.
История Анучинского района
Исторически наиболее значимые поселения на территории Арсеньевской епархии – это два военных поселения – морской пост святой Ольги и урочище Анучино. Официальной датой основания Анучино считается 1862 год; до этого здесь жили местные народности – гольды.
Континентальное значение урочища Анучино трудно переоценить: стратегически оно находится в центре края, отодвинуто от границы, от него было просто тянуть дороги на север и на восток Приморья. Исторически Анучино – это не населённый пункт, а место дислокации самых разных родов войск. До революции мирное население не имело права селиться здесь на официальной основе.
Предположительно урочище Анучино было названо в честь Дмитрия Гавриловича Анучина – военного генерал-губернатора всей Восточной Сибири. Он руководил дальневосточным войском и был инициатором переброски сюда поселенцев, когда эта земля по Айгунскому договору отошла Российской империи. Тогда же был создан Добровольческий флот: на добровольные пожертвования было построено несколько судов, и они добирались из Одессы до Владивостока не за полтора-три года, а всего за полтора-два месяца.
Итак, первыми сюда пришли военные. Они пролагали просеки, телеграфные линии, а впоследствии – дороги. Одна просека пролагалась в течение 4 лет. Анучино основал Восточно-сибирский стрелковый батальон – пехотные войска. Через 7 лет к ним присоединились казаки Амурского казачьего войска. Это были высоко подготовленные воины: военные историки утверждают, что казаков боялись даже японские самураи. Из военных создавались охотничьи бригады – по 8 человек от каждой роты. Но на самом деле это были не охотничьи бригады, а разведподразделения. В рамках одного из таких подразделений исследовал Приморский край Владимир Клавдиевич Арсеньев.
Вслед за военными и казаками в Верхней Романовке (так тогда называлось Анучино) здесь поселились корейцы. Они занимались земледелием – военных нужно было кому-то кормить. Они относились к русским довольно хорошо и даже принимали православие. Один чернышевский священник в то время (в конце 19 века) умудрился покрестить сразу 200 корейцев.
В конце 19 века в Приморье начали приезжать русские, в основном с юга России и малороссийских губерний. Дорога на Дальний Восток занимала от полутора до трех лет. Первыми на подводах приезжали старообрядцы. Они отличались колоссальным трудолюбием, так что правительство, стремясь освоить Дальний Восток, приветствовало их намерение поселиться здесь. Многих манили огромные вольные земли: поначалу на одну мужскую душу давалось 100 десятин, а на Украине уже 2 десятины считались огромным богатством. В то же время приморскую землю можно было только арендовать, ее нельзя было ни купить, ни продать, ни прописаться на ней.
Первопоселенцы испытывали много трудностей, например, им были непривычны приморские наводнения. В центральной части России наводнения бывают весной или в начале лета, а здесь – катастрофические летние и осенние тайфуны, полностью смывающие урожай. Из-за наводнений масса поселений вообще исчезли с карты нашего края.
История Православия в Анучинском районе
Анучинское военное урочище – единственное место в центральном Приморье, где было 2 храма. Первым храмом стала церковь Архистратига Михаила, построенная в 1894 году. Интересно отметить, что старейший храм на территории нынешней Арсеньевской епархии также посвящен Архистратигу Михаилу.
Помимо Анучино, храмы были также в Чернышевке и Варваровке. Что интересно, в те годы образованным считался тот, кто знал порядок церковной службы. Поэтому можно смело сказать, что принесение Православия на приморскую землю – это принесение русской культуры и образованности.
Начало Православия связывается с именем святителя Иннокентия, апостола Сибири и Америки. В течение двух лет он был нашим архиереем, назывался архепископом Камчатским и Благовещенским. Единственное место, где он побывал в нашем крае – это пост святой Ольги, его он проезжал по пути в Японию и на Камчатку. После святителя Иннокентия здесь служили еще 6 архиереев. Когда Владивостокская епархия выделилась из состава Камчатской и стала называться Владивостокской, её архиереем стал епископ Евсевий (Никольский). Он был приморским архиереем на протяжении 20 лет, до 1920 года. В 1917-1918 годах архепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного собора Русской Православной Церкви в Москве. После окончания собора он не смог вернуться в Приморье из-за гражданской войны. Он сделал для Приморья очень много; достаточно сказать, что в начале его служения здесь было всего несколько храмов, а в конце – 170 храмов и 100 приходских школ.
Первое православное население окрестных сел и Анучино окормляли военные священники: крестили, венчали, отпевали. Это уникальный случай, когда военный священник служил как приходской. Примерно в 1887 году в урочище Анучино сформировался приход. Храмы были непременным условием успешной крестьянской колонизации: крестьяне не хотели селиться там, где не было храма и священника, больше всего они боялись умереть без церковного напутствия. На месте нынешнего Дома культуры находилась приходская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первого анучинского священника звали Пётр Богородицкий.
Церковь брала на себя обязательства не только окормлять людей, нести православную культуру, прививать основы нравственности, Церковь того времени взяла на себя огромное бремя просвещения, подготовки и обучения детей местных жителей. Первые ступени обучения – это школы грамоты, вторая – это церковно-приходские школы. Как правило, они были при приходах, и заведующими были настоятели храмов.
На начало 20-го века школа в Анучино уже была: из епархии был прислан специальный человек (имя его пока неизвестно), который занимался образованием детей – около 60-ти ребят возраста 8 лет. В 1910 году Владыка Евсевий во время поездки по Приморью заехал в Анучино и освятил школу в сослужении всех священников, которые здесь были – военных и приходских. Анучинская школа была удивительна тем, что это была единственная в крае двухклассная школа, все остальные были одноклассными. Помимо основных предметов – церковнославянского чтения и пения, простого чтения, простого пения и письма, арифметики – во втором классе учили географии, истории и самое главное, давали ремесло. Для переселенческих детей это играло колоссальную роль, ведь после окончания этой школы они могли зарабатывать себе на хлеб.
Помимо Покровского храма, у Анучинского урочища было две походных церкви – для нужд переселенческого подрайона (Анучино, Чугуевка, Семёновка – будущий Арсеньев), и для огромного Заольгинского района. Священнику в мороз и в холод приходилось объезжать все поселения – есть там храм, нет там храма, людей нужно крестить, отпевать, венчать. Конечно, здесь служили только самые мужественные люди.
История родного села, история района – с этого начинается любовь к Родине. С этого начинается «любовь к родному пепелищу». Отрадно, что есть такие исследователи, которые не дают нам окончательно впасть в беспамятство и показывают нам, какая глубокая и интересная история у каждого русского села.
Екатерина Придворова
.
.
.

Просмотров: 4209

Преподобный Серафим Саровский
Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский