Светильник Забайкалья (+ Фото)
СВЕТИЛЬНИК ЗАБАЙКАЛЬЯ посвящается 250-летию со дня рождения преподобного Варлаама Чикойского, Забайкальского чудотворца ( продолжение).
Часть 1: Посмотреть)
Со времени ухода в мир иной основателя и первого игумена Иоанно-Предтеченского монастыря, затерянного в Чикойских горах Забайкалья, Варлаама, его «детищу» Господь отвел времени еще семьдесят лет, позволивших этой обители оказать вполне определенное духовное влияние на все Забайкалье.
Подводя черту под завершением истории этой обители, жизнь которой на прежнем месте фактически завершилась в 1915 году, нужно рассказать и о последних годах ее существования на новом месте. После того, как вода в колодцах Чикойского монастыря стала исчезать, последний игумен монастыря Павел всерьез задумался о перенесении обители на другое место. Кроме того, в этом же году от сильного лесного пожара пострадала местность вокруг обители. В решении вопроса о переселении ему немало помог епископ Забайкальский и Нерчинский Иоанн (Смирнов). С его помощью были улажены формальности по передаче гражданами Селенгинска их старого собора переезжающему Чикойскому монастырю.
Решением Святейшего Синода от 14 февраля 1915 года предписывалось: 1. «Существующий в Забайкальской епархии заштатный Чикойский Иоанно-Предтеченский общежитийный мужской монастырь перенести к Старо-Селенгинскому Собору…»; 2. Чикойский монастырь именовать впредь «Спасским-Селенгинским…»; 3. «На месте нынешнего нахождения Чикойского монастыря, в шести верстах от селения Урлука Верхнеудинского округа, оставить монашеское общежитие под названием «Иоанно-Предтеченская пустынь».
Получив вышеназванное решение в марте того же года, игумен Павел объявил братии о подготовке к переезду. Выбранный путь, хотя и самый короткий и наименее затратный – сплав по реке Чикой и далее по Селенге – все же был непростым. По нему было решено сплавить основную часть движимого имущества монастыря и самих монахов (сохранился список монахов на это время). В Жиндо, одном из ближайших поселений, был найден опытный плотовщик, и к концу мая плоты стояли на реке загруженными. Сплав начался 31 мая 1915 года, а на следующий день сам игумен Павел отправился следом, в легкой бричке и в сопровождении двух подвод. 12 августа того же года монастырь был официально открыт на новом месте. Ему, взамен 500 десятин, отведенных ранее на прежнем месте, было вновь выделено 525 десятин (575,25 га), а в оставшейся Чикойской пустыни, на тот момент сохранялась половина прежнего, 250 десятин. Кроме земли, часть которой сдавалась в аренду, для содержания Спасского монастыря и пустыни имелся капитал в 43 897 рублей, проценты с которого использовались на содержание обители.
Таким образом, новый Спасский Селенгинский монастырь разместился на базе старого Селенгинского Спасского собора, грандиозного 40-метрового двухэтажного и пятиглавого храма с колокольней. Построенный в 1789 году на правом берегу реки Селенги, он считался лучшим произведением «иркутского барокко» и оставался свидетелем бытия тут уездного города Селенгинска, с основания названного Селенгинским острогом. Нынче это урочище Старый Город.
В связи с известными историческими событиями, век у монастыря на новом месте оказался совсем коротким. После 1920 года Селенгинская Спасская мужская обитель упоминается только как скит, а Чикойский скит на прежнем месте не упоминается вовсе. Еще через пять лет монастырь был закрыт, хотя по воспоминаниям старожилов, богослужения в соборе, время от времени, совершались до начала 1930-х годов. Однако, уже к 1936 году здание собора подверглось частичному разрушению. Со здания собора сбили кресты, а вскоре снесли и часть куполов. Удивительно, что по практике тех лет сам собор не был взорван, но в 1950 году все же взорвали расположенные у собора монашеские кельи и разрушили надворные постройки.
Еще в 1862 году храм практически без потерь выдержал катастрофическое 10-балльное Цаганское землетрясение. Крепкие кирпичи собора в период 1930-х – 1950-х годов неоднократно вызывали большой интерес, но разбору не поддались, и недолго думая, в храме устроили конюшню. С 1970-х годов храмовый комплекс Старого Селенгинска взят под охрану как памятник русской архитектуры XVIII века регионального значения. До сих пор не передан Церкви и не восстановлен.
А как же обстояли дела в оставленной в Чикойских горах обители? После официального упразднения монастыря более десяти лет на его месте сохранялся скит. Часть монахов, отказавшихся переходить в Селенгинскую обитель, осталась здесь, и большинство из них были в преклонном возрасте. Молились, присматривали за тем, что осталось от монастырского хозяйства, принимали паломников, ведь по-прежнему в дни церковных праздников отовсюду приезжали и приходили паломники. Сохранялась и связь с ближайшими поселениями. Фактически, это снова было небольшое скитское хозяйство. Обитель начиналась со скита, им же и закончилась.
Покидая Россию в период гражданской войны, белогвардейцы увезли из покинутого Чикойского монастыря в Китай все, что смогли. Оставшееся имущество растаскивалось при попустительстве, а скорее, при поощрении новой власти. Окрепнув, эта власть действовала все увереннее. Последнего монаха расстреляли в 1927 году. По рассказам старожилов, в безбожные времена среди местных нашлись те, кто помогал в деле растаскивания остатков монастырского добра и в разрушении обители. Постепенно наступало запустение, деревянные постройки разбирали и вывозили, колодцы закапывались, а оставшиеся – сами обвалились и заросли.
К концу 1930-х годов, по словам чикойского историка и краеведа Ильи Ивановича Свистунова, десятки лет собиравшего любые свидетельства о монастыре, ситуация была такой: «В Чикойском монастыре к этому времени уже никого не оставалось. Официально монастырь был закрыт еще в 1915 году, задолго до революции, а оставшиеся несколько старцев благополучно покинули пустынь в конце 20-х годов». «Монастырские строения по бревнышку, по кирпичику развезли жители окрестных деревень… После ухода монахов новая сельская власть еще пыталась, каким-то образом предотвратить разграбление монастыря. Туда на лето направили сторожем крестьянина-единоличника Семенова Григория Никифоровича». Со сторожем была его внучка Анечка. По воспоминаниям Анны Афанасьевны, церковные колокола в это время были уже сняты и вывезены из обители, хотя большая часть строений еще не была разрушена.
Однако, вскоре советская власть приступила к тотальному уничтожению обители. Как рассказывала одна из старожилов села Голдановки, Кристина Поликарповна Коноваленкова: «После разрушения главных строений монастыря долгое время оставалась нетронутой келья старца Варлаама. Она стояла немного в стороне от основных построек, может, поэтому и оставалась целой. А может потому, что была она очень ветхой – потолок и крыша просвечивали дырами, а стены без дверей и косяков были полусгнившими. Заходить мы в нее боялись, а только заглядывали. Помню, что в одном углу были деревянные нары, а в другом – развалившаяся небольшая печурка». Позже совместными усилиями местных на искомом месте были найдены остатки фундамента и угол сгнившего деревянного строения, а в углу что-то наподобие развалившейся каменной печурки. Это позволило определить размеры кельи старца, хотя и остались определенные сомнения.
Ксения Павловна, в молодости перед войной побывавшая в заброшенном монастыре, рассказывала: «…монастырские церкви тогда уже были разрушены, все строения вывезены. Только полузасыпанные мусором каменные фундаменты да груды битого кирпича возвышались на месте обительских построек. А рядом на лужке, где когда-то были монастырские огороды, к тому времени полностью заросшие, наши голдановские мужики заготавливали сено».
Постепенно развалины монастыря затягивались разнотравьем. Несмотря ни на что, полного забвения не было, место оставалось в памяти людей, долгое время сохранялись могилы монахов, и всегда находились люди, которые не забывали дорогу сюда. И что особенно примечательно, ведущая к обители довольно крутая тропа никогда не зарастала, и в советское время тихо, тайно, сокровенно посещали остатки святой обители верующие, чаще всего жители окрестных сел. Народная молва сохранила случаи помощи по молитвам к преподобному. Долгое время сохранялись неразрушенными примечательные монастырские ворота, остатки келий, некоторые колодцы. Часть развалин сохранялись еще какое-то время до 1970-х годов.
За годы существования монастыря у него поочередно было десять игуменов. Одним из самых известных, кроме самого преподобного Варлаама, был шестой – игумен Аверкий (Бойков-Котомкин). Известно, что при игумене Аверкии началось явное почитание преподобного Варлаама. 8 февраля 1896 году он попросил благословения у епископа новообразованной Забайкальской и Нерчинской епархии Георгия (Орлова) на строительство небольшой, деревянной, как и все прочие постройки монастыря, церкви во имя Преподобного Варлаама, игумена Печерского, имя которого носил отошедший ко Господу первый строитель монастыря. Игумен Аверкий в своем прошении написал: «память о почившем подвижнике свято чтится не только между окрестными жителями, но и в дальних окраинах Забайкалья, и многочисленные посетители и богомольцы, совершая панихиды на могиле его, с благоговением посещают и место подвигов его».
Весной 1895 года игумен Аверкий, отправившись в Петербург, с прошением Священному Синоду о переводе его в центральную часть России, посетил Кронштадтский Алексеевский собор, где служил знаменитый протоиерей Иоанн Сергиев, в будущем святой праведный Иоанн Кронштадтский. Несмотря на пасхальные торжества и связанное с этим стечение огромных масс народа, игумен смог не только встретиться со знаменитым пастырем, но и совместно отслужить с ним десять Божественных литургий. Потом отец Иоанн тепло попрощался с игуменом Аверкием и со словами напутствия: «Продолжай службу в Сибири, молись и будешь здоров, терпи – спасешься» вручил как благословение забайкальской обители освященную им уникальную икону работы петербургских мастеров на холсте «Распятие Иисуса Христа с предстоящими». Икона пребывала в Иоанно-Предтеченском монастыре до 1915 года, когда был организован описанный выше переезд на Селенгу.
Монахи, покидая обитель, спрятали главную святыню монастыря в лесу, сообщив об этом одной семье из ближнего села Голдановка. Икону, уже пострадавшую от сырости, действительно нашли через несколько лет. В этой семье икона хранилась на чердаке дома до 1970 года, откуда, ее, абсолютно почерневшую, от ненадлежащего хранения и времени, забрал местный учитель истории и будущий историк монастыря И. И. Свистунов. Приложив немало усилий, он сумел ее отреставрировать и сохранить в школьном музее, используя на уроках как образец древнерусского искусства. В 2017 году, незадолго до смерти, Илья Иванович передал икону восстановленной Ильинской церкви в селе Урлук Красночикойского района.
Нельзя здесь не остановиться подробнее на личности Ильи Ивановича Свистунова, ведь его судьба оказалась тесно переплетенной на многие десятилетия с судьбой, казалось бы, канувшего в лету монастыря. Родившийся в 1939 году и выросший в Урлуке, педагог местной школы, краевед, историк, реставратор икон, постоянно соприкасаясь с историей и остатками самого монастыря, исследуя и сохраняя его святыни, Илья Иванович регулярно делился сведениями со своими земляками. Он написал немало статей, несколько книг и наконец, накопив немало материалов, данных, фактов и свидетельств, приступил к написанию одной из главных своих книг, «Чикойский монастырь». Книга выдержала несколько изданий.
Многие останавливались в гостеприимном доме Свистуновых, особенно с начала 1990-х, ночевали, жили, в том числе и целыми группами, часто просили свозить в урочище, где ранее был монастырь. Сын Ильи Ивановича, Павел, имевший хорошо проходимый грузовик ГАЗ-66, всегда в этом помогал отцу. В эти годы целую серию археологических раскопок в этих местах проводил профессор Забайкальского пединститута, доктор исторических наук, Михаил Васильевич Константинов со своими студентами.
В конце археологического сезона профессор организовывал экскурсию по территории монастыря, после чего со студентами заезжал во двор Свистуновых, познакомиться с собранными Ильей Ивановичем новыми материалами по истории монастыря и часто просил показать студентам ту самую, главную монастырскую икону. Вот как об этих временах вспоминает Галина Михайловна, вдова Ильи Ивановича, помощница и соратница: «Нередко у нас во дворе проходили разные научные дебаты, например, профессор Константинов со студентами устраивали у нас во дворе что-то вроде диспутов или малых научных конференций. А вообще к нам всегда приезжало много интересных людей, исследователей старообрядчества, ученых и священнослужителей, интересующихся Чикойским монастырем. Илья Иванович неизменно всем помогал, в том числе обеспечивал посещение монастыря, дорога к которому всегда была непростой, особенно в межсезонье…». Как отмечали, еще тогда, местные журналисты: «Кажется, прямо от дома Свистуновых дорога ведет в монастырь».
К 1990-м годам о монастыре напоминали лишь остатки стен, да заросшие травой каменные кладки фундаментов. Интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и к имени самого преподобного значительно возрос как раз в эти годы, чему немало способствовали исторические поиски, статьи и книга историка И.И. Свистунова, да археологические изыскания профессора М.В. Константинова. Как и все начинания, касавшиеся Чикойского монастыря, их всемерно поддерживал епископ Читинский и Забайкальский Иннокентий (Васильев), впервые попавший в Урлук проездом из Кяхты, вскоре после того, как в ноябре 1996 года взошел на Читинскую и Забайкальскую кафедру.
Значительное событие в духовной жизни Красночикойского района произошло в конце июля 1999 года, когда здесь впервые прошла выездная научно-практическая конференция – «Иннокентьевские чтения», посвященная 2000-летию Рождества Христова. В ней приняли участие епископ Иннокентий, проректор по науке, профессор М.В. Константинов и другие преподаватели ЗабГГПУ. В этот же день в присутствии владыки Иннокентия у въезда в районный центр был установлен пятиметровый деревянный Поклонный Крест.
После конференции епископ с сопровождающими посетили Чикойский монастырь. Как вспоминал об этом И.И. Свистунов, который с сыном Павлом как обычно обеспечивал на своем ГАЗ-66 поездку в монастырь: «После многих десятилетий забвения на монастырском косогоре, на месте алтарной части разрушенного храма началась архиерейская служба. Сильные голоса священников улетали в небесную высь и, многократно отражаясь от склонов, затихали где-то далеко в лесных распадках».
Отслужили традиционный Молебен с водосвятием. В краткой проповеди, прозвучавшей высоко в горах, владыка напомнил собравшимся о подвиге преподобного Варлаама Чикойского, о людях, которые сберегли память о нем, и о предстоящей большой работе по возрождению веры на чикойской и забайкальской земле. Профессору Константинову и всему археологическому отряду, снявшему подробный план Чикойского монастыря, владыка прилюдно вручил икону «Троица», с надписью: «В благословение и помощь всем, кто трудится в святом месте – Чикойском монастыре. Молитвенно с Вами…». А Илье Ивановичу, собирателю истории монастыря, пастырь вручил дорожную икону-складень за многолетнюю поисковую работу и за спасенные монастырские ценности.
Не осталась без внимания и местная церковь в Урлуке. Пришла пора ее восстановления, на что особенное внимание обратил приехавший епископ Иннокентий и настойчиво просил ее показать. А ведь это та церковь, которую регулярно посещал Василий Надежин, будущий преподобный Варлаам, все годы своего отшельничества и трудного жительства в суровых Чикойских горах. По данным «Клировых ведомостей церквей IX благочинного округа за 1914 год» в Урлуке было две церкви – Богородице-Казанская, прозванная «хохлацкой», и Пророко-Ильинская, «семейская», единоверческая, 1886 года постройки. Селение Урлук было большим, в 243 двора, с населением 1747 человек, да и весь Урлукский приход был немалым, в него входило еще три селения – Тамир, Шазагай и Баян-Булык. После войны в Свято-Ильинской церкви Урлука располагалась начальная школа, в 1980-е она была отдана под сельпо, а в 1990-х годах здесь размещался склад стеклотары. После этого она стояла наглухо заколоченная и забитая разным мусором – рваным картоном, ящиками, битой стеклопосудой.
Первым, кто начал нелегкое дело ее спасения, был руководитель местного сельхозпредприятия «Родина» Г.К. Шарапов, пославший туда двух рабочих на разбор перегородок. Начинание поддержали местные прихожане. Из помещений нужно было вывезти горы битого кирпича и другого мусора. Были изготовлены новые двери и оконные рамы, оштукатурены стены. Еще нужно было ремонтировать прохудившуюся крышу, восстанавливать купола и кресты, ставить ограду. Вскоре к этой работе присоединилась и вся семья Свистуновых. Сам Илья Иванович стал первым старостой возрождаемого храма. В 2000 году в Красный Чикой был назначен священник Валерий Компаниец, он же долгие годы окормлял и Урлукскую церковь. Основные работы по устройству теплоснабжения и подводке электричества выполнили сельские предприятия. Вскоре владыку Иннокентия перевели на служение во Францию и в 1999 году прибыл новый архиерей владыка Евстафий (Евдокимов), которому и суждено было обрести мощи святого.
После получения Патриаршего благословения на обретение мощей преподобного, 21 августа 2002 года владыка Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский, собрав целую экспедицию, выдвинулся из Читы в сторону Урлука. Его сопровождали священнослужители, насельницы Всехсвятского женского монастыря из Атамановки, паломники из Читинской области и Бурятии, из Москвы. Жители Урлука в это время, под руководством отца Валерия Компанийца прошли Крестным ходом от села до развалин Иоанно-Предтеченского монастыря. Экспедиция прибыла в Урлук ближе к вечеру.
Среди руин монастыря, под молитвенное пение, глубокой ночью были обретены мощи преподобного Варлаама. На рассвете грузовик с мощами и их сопровождающими отправился в Читу. Помещенные во временную раку мощи были привезены в Воскресенский кафедральный храм Читы, единственный действующий тогда. По прибытии перед ракой с мощами сразу была совершена служба, после этого их внесли в алтарь храма. После завершения строительства Казанского собора на его историческом месте, мощи были перенесены на его солею, в придел Александра Невского, где находятся и поныне.
После обретения мощей верующие открыто стали посещать территорию Чикойского монастыря, проявляя особое почтение к месту захоронения святого старца. На месте его захоронения были проведены восстановительные работы, установлен Крест, поставлено ограждение. Над алтарем разрушенного храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» была поставлена часовня во имя преподобного.
После этих событий в церковном календаре появился новый праздник – 21 августа, день обретения мощей преподобного Варлаама Чикойского.
Крестные ходы к монастырю стали совершаться за год до обретения мощей преподобного Варлаама. Традиция их проведения восходит к середине ХIХ века. Они проходили ежегодно 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных» (в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы), почитаемого сибиряками образа. Старожилы утверждают, что даже в десятилетия безбожия местные жители старались не пропускать этот день и шли от Урлукской Ильинской церкви к развалинам монастыря. И никакие запреты властей не могли вовсе запретить эти походы. Люди шли, чтобы поклониться святыне, даже тогда, когда уже никто точно не знал, где находится склеп с прахом игумена Варлаама. Молились о своих нуждах, здоровье близких, набирали воду из монастырских колодцев. Конечно, никто не смел идти демонстративно Крестным ходом, шли сокровенно, малыми группами, пешком и на лошадях.
Нынче же, после обретения мощей преподобного, он стал традиционным. На него стекаются сотни верующих из Забайкалья, Бурятии, Иркутской области. Крестный ход протяженностью около 8 километров начинается от Свято-Ильинской церкви Урлука. Божественную Литургию в Ильинской церкви Урлука нередко совершают соборно священники Забайкальской и Бурятской митрополий. Чтобы добраться до Урлука, паломникам из Забайкалья и сопредельных регионов приходится добираться сюда в основном на автобусах и личных автомобилях.
От Читы этот путь занимает полтысячи километров. Пешеходная часть Крестного хода длится около 8 километров, два с половиной часа занимает путь от Урлука, равниной, потом предгорьем и далее по узкой горной дороге, разбитой машинами. Местами подмоченная стекающими подземными водами, нередко раскисающая дорога ведет к месту, где начинают появляться черты, казалось бы, навсегда исчезнувшего Иоанно-Предтеченского монастыря. В монастыре по 150-летней традиции служится водосвятный молебен и возглавляющий Крестный ход архиерей освящает воды монастырских колодцев. Служится молебен святому и панихида по почившим насельникам обители.
Вот как вспоминал И.И. Свистунов один из самых первых Крестных ходов в начале 2000-х: «Крестный ход от Свято-Ильинской церкви начинается рано, обычно в семь утра. К этому времени сюда съезжаются множество паломников, подходят жители села. В помещении церкви совершается краткий молебен, и вся процессия по главным улицам села движется в сторону Иоанно-Предтеченского монастыря. Позади движется колонна машин, но большинство из них будут оставлены на обочинах, и только наш ГАЗ-66 с Павлом за рулем будет сопровождать процессию, подбирая уставших и больных… Во время первого приезда владыки Евстафия еще не было часовенки на месте алтарной части главного монастырского храма. Принесенные с собой иконы ставились прямо на камни фундамента, а главная монастырская прислонялась к выросшей здесь тоненькой березке…». «После большого продолжительного Богослужения, исполняется тропарь преподобному Варлааму Чикойскому: Ангельски на земли поживши/ и со ангельскими чинами ныне на небеси светло ликующих святых/ в земле Сибирстей просиявших песньми почтим/ радуйся преподобне отче Богоносне Варааме/ подвиги и молитвы твоими, яко звезды/ тьму полунощных стран озаривый/ Ты моли о нас Превечного Бога». «Но вот Богослужбный молебен подошел к концу. Под многими кустами по монастырскому распадку задымились костерки, пора готовить нехитрые обеды – с горячим чаем, с запеченной на углях картошкой…».
И сейчас после праздничной трапезы на открытом воздухе (в прошлом году построили трапезную) паломники набирают воду из священных источников монастыря кланяются Поклонному кресту, месту, где ранее покоились и были обретены мощи преподобного Варлаама.
Еще недавно территория монастыря представляла из себя заросшие лесом, почти исчезнувшие остатки развалившихся сооружений, а сегодня монастырь начинает понемногу приобретать прежние черты. Нынешний наместник обители с немногочисленными помощниками постепенно освободили место от выросших за прошедший век деревьев, расчистили сохранившиеся фундаменты и остатки старинных кладок. Что примечательно, при расчистке нашли столетний Крест, один из тех, которому поклонялся преподобный.
Возрождение обители фактически началось с открытия в 2016 году в селе Урлук Архиерейского подворья Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. За год до этого в село стал наезжать иеромонах Евстафий (Третьяков). Ему и выпало серьезное испытание по восстановлению обители на посту её наместника. Кроме того, он является настоятелем Ильинской церкви в Урлуке. Легко сказать, труднее сделать, даже сама дорога к монастырю – уже испытание. За прошедший век, а особенно последние десятилетия она не стала лучше. Напротив, разбита еще сильнее, и нередко подтоплена грунтовыми водами, особенно в межсезонье. Подъем по ней для паломников всегда был определённым испытанием. Проезд же возможно осуществить лишь на проходимой технике, и то не каждой. Наместник монастыря отец Евстафий, регулярно совершает маленькие «кэмел-трофи» (особенно весной) на своем УАЗе-«буханке». Даже эта неубиваемая, проходимая машина с трудом одолевает дорогу к монастырю.
Рассказывает наместник возрождаемой обители иеромонах Евстафий: «Стараниями прихожан и благодетелей монастырь стал возрождаться. Вначале поставили Крест на месте упокоения игумена Варлаама и часовню на алтаре…». «В первую очередь отремонтировали монастырские колодцы, установили Поклонный Крест, десятиметровый, келью для настоятеля. Могила старца приведена в порядок, облицована, и является местом паломничества. К преподобному Варлааму по-прежнему идут за исцелением, как и во время его праведной подвижнической жизни, а потом мы узнаем о добрых изменениях в их жизни».
Настоятель обители в разговоре подчеркнул, что постройка сооружений ведется строго по историческому плану, на старых фундаментах. И недавно достроенная гостиница для паломников повторила облик прежней по старым сохранившимся фото. Есть отступления – колокольню расширили, вместо одного колокола на ней сегодня их девять. И подвел черту под разговором на тему восстановления обители: «жизнь не простая, живем одним днем».
У местных жителей и приезжих вызывает чувство удивления и уважения постоянный, каждодневный, упорный монашеский труд иеромонаха Евстафия на благо монастыря, все реальнее приобретающего черты того, прежнего Чикойского. Не зная выходных, плохой погоды и неудачного времени года спешит настоятель в свой Чикойский или Забайкальский Афон, как называл монастырь сам преподобный Варлаам.
«Это моя давняя мечта — быть здесь до окончания моей жизни, и ничего лучше и краше я себе не представляю», — признавался иеромонах одному из приезжавших паломников.
Таким образом, на месте, давно отвоеванном тайгой, благодаря усердным стараниям людей, восстанавливающих горную обитель, построили крестильный домик-беседку. На его историческом, «родном» фундаменте восстановили храм в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Основные постройки также «посажены» на старые фундаменты, и постепенно застраиваясь, вершина монастырской горы приобретает прежний вид. Вскоре нашлись жертвователи и на приобретение колоколов.
Уже отстроена двухэтажная гостиница для паломников. Недавно завершили постройку трапезной, бани. Обустроили купели, в которые стекает вода по горным стокам. Спустя сто лет бьют родники, наполняя колодцы вкусной «беленой» водой, и в каждом колодце по цвету и запаху вода разная. Чудеса. Ее целебность подтверждена проверками специалистов.
Хотелось бы завершить это повествование словами наместника славной обители в Чикойских горах, которому выпало трудное счастье ее восстанавливать, иеромонаха Евстафия: «Меня все время поражает сила духа и высота духовного подвига отшельника Варлаама, ведь спустя двести лет к нему поднимаются и идут Крестным ходом люди из многих окрестностей и краев. Это как же ему надо было верить в Господа ТОГДА, что СЕГОДНЯ народ поднимается в вере?»
- 10/23 июня – память Варлаама Чикойского в день празднования Собора Сибирских святых;
- 8/21 августа (2002) – годовщина обретения мощей;
- 23 января/5 февраля (1846) – память преставления святого;
- 5/18 октября (1828) – годовщина монашеского пострига.
*Фото из архива семьи Свистуновых
Лариса Колодей, член Русского Географического Общества,
историк Арсеньевской епархии
историк Арсеньевской епархии
ИСТОЧНИКИ:
- Биктимирова Ю.В. «Мифологизация образа Святого Варлаама Чикойского», Десятые Иннокентьевские чтения, – Чита. 2007
- Горковенко А.Е. «Краткая летопись жизни и деяний пустынника Варлаама», Четвертые Иннокентьевские чтения, – Чита, 2001
- ГАЗК, Ф. 282, Оп.1, Д. 2006, 2906, 3176
- ГАЗК, Ф. 8, Оп. 1, Д. 16
- ГАЗК, Ф. 50, Оп. 1, Д. 3981
- Дамешек Л.М. «Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX XX)». – Иркутск, Изд. ИГУ, 1986
- Дмитрук Анатолий, протоиерей. «Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия». – Единецко-Бричанская епархия, 2006
- Дроботушенко Е.В. «Миссионерская деятельность православных монастырей Забайкалья в XVII – XIX вв.», Иннокентьевские чтения, – Чита, 2007
- Забайкальские Епархиальные Ведомости», – Чита, 1902 – № 14
- «Клировые ведомости церквей IX благочинного округа за 1914 год» https://ulia-g.livejournal.com/28711.html
- Ковалева А., «Крестный ход в обитель преподобного Варлаама», газета «Православное Забайкалье», №15 от 17.06.2011
- Колодей Л.В. «Миссионер милостью Божией», журнал «Клуб директоров», Владивосток, №4-5, 2016
- Колодей Л.В. «Аверкий – миссионер российских окраин», июль-август 2023, сайт Арсеньевской епархии Приморской митрополии, https://arseniev-eparhia.ru/averkij-missioner- rossijskix-okrain-prodolzhenie/
- Компаниец Валерий, протоиерей, «Крестный ход дорогой преподобного Варлаама», газета «Православное Забайкалье», №25 от 18.06.2004
- Константинов М.В. «Таежный Чикой на рубеже камня и бронзы», – Чита, 2016
- Мелетий, архимандрит. «Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии, в Чикойских горах за Байкалом», – Одесса, 1912
- Михайлишина И., «Поклониться обители преподобного Варлаама», газета «Православное Забайкалье», №13 от 23.06.2007
- «Основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Китайской Монголии в Чикойских горах за Байкалом», – Рязань, 1901
- «Преподобный Варлаам Пустынник, Чикойский, Сибирский»; жития сибирских святых. Сибирский патерик, – Новосибирск, 1999
- «Православие в Забайкалье: история и современность» (сб. статей, посвященный 110-летию утверждения Забайкальской епархии и 10-летию возрождения Читинско-Забайкальской епархии), – Чита, 2004
- Свистунов И.И., «Чикойский монастырь», Чита, «Экспресс-издательство», 2010
- «Святое место Забайкалья – Иргень», сборник, Иннокентьевские чтения, – Чита, Изд. Центральной библиотеки им. А.П. Чехова, 2008
- Филимонов А.В., «Чикойский монастырь», Иннокентьевские чтения, – Чита, 1998
Просмотров: 210