Толкование на Евангелие о призвании Нафанаила: о раскаянии Вольтера
После церковного собора 787 года, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году, своего рода – Праздник Победы.
К XI веку, сложился особый чин Торжества православия. В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, придерживающихся еретических взглядов, и лиц, согрешивших против Церкви.
Сегодняшнее Евангельское чтение о призвании Нафанаила (Ин. 1:43-51)
«Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» [Ин.1:48-49].
Нафанаил выразил удивление, откуда Господь может знать его, видя в первый раз. И тогда Господь, чтобы окончательно рассеять его сомнения и привлечь к Себе, являет Нафанаилу Свое Божественное всеведение, намекнув на одно таинственное обстоятельство, смысл которого был неизвестен никому, кроме самого Нафанаила:
«Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».
Здесь Господь говорит о Своем всезнании и всеведении. Ничего не может скрыться от Его взора. Как бездумно мы судим о Боге. Мы должны всегда помнить, что Господь знает каждое наше помышление и все дела наши, а также, потому что нам предстоит дать Ему во всем отчет.
Чтобы привлечь к Себе, предостеречь человека от грехов, которые станут препятствием вхождения его в Небесное Царство, Господь через Писания предупреждает нас:
«Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4:13).
Мы считаем, что достаточно умны, что можем не показать на деле то, о чем мы думаем, а потому и полагаем, что наши мысли не такой уж и великий грех:
«Ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит [только] по небесному кругу» (Иов22:13-14).
Нагорная проповедь учит нас, что Бог на самом деле все видит, знает наши мысли и намерения сердечные. В ней наши помыслы приравниваются нашим делам. Стоит лишь действительно уразуметь это, как мы сможем избежать самой большой опасности, подстерегающей нас в «набожной» нашей жизни – лицемерия:
«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?» – было сказано в связи с попытками людей скрыть свои грехи (Иер. 23-24).
Бог всё видит и всё знает, присутствуя везде Своим Святым Духом, не только наши грехи, но и проблемы. Это означает, что Всезнающий и Всевидящий Бог может и обязательно найдет, как подкрепить и поддержать нас при любых жизненных обстоятельствах. Но и нам необходимо не удаляться от Него:
«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1).
Можно только представлять, какой крик и плачь (в буквальном смысле) стоит в аду с мольбой вернуть все назад хоть на малое время, чтобы все исправить.
Безбожник Вольтер на смертном одре умолял врача – «заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, я вижу огонь, и, если попаду в ад, вы будете в этом виноваты». Иногда пред самой смертью Господь открывает духовные очи и человек видит куда предстоит ему идти. Когда человек переступил черту невозврата, всю жизнь хуля Бога, ему никто не поможет:
«Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти» (1 Цар.2:25).
Просмотров: 144