Урок монаха Давида

«Зачем вообще это монашество нужно? К чему столько взрослых крепких мужчин и женщин занимаются непонятно чем? Какую пользу они приносят?» – когда-то и я задавала себе эти вопросы. Сегодня я уже знаю ответ. Жизнь монашеская – это  желание приблизиться к образу жизни Иисуса Христа, путь к святости, отказ от всего, что привязывает к миру. Монах не вступает в брак, свободен от родственных привязанностей, не имеет личной собственности (в монастырях крыша над головой есть всегда), живёт «странником» на этой грешной земле, принимает на себя обет добровольной нищеты, постится, проводит дни и ночи в молитве.
Сегодня уже знаю ответ. Жизнь монашеская – это желание приблизиться к образу жизни Иисуса Христа, путь к святости, отказ от всего, что привязывает к миру. Монах не вступает в брак, свободен от родственных привязанностей, не имеет личной собственности (в монастырях крыша над головой есть всегда), живёт «странником» на этой грешной земле, принимает на себя обет добровольной нищеты, постится, проводит дни и ночи в молитве.
Во спасение души
Вот что говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Монах есть тот, кто, будучи облечён в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле.
Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещённый. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
Лучше не скажешь, не опишешь.
Об этом после службы мне пытался рассказать отец Давид. Я сначала не поняла, не согласилась, не приняла такую жёсткую аскезу – это же совершенно нечеловеческие страдания, а не жизнь?! Зачем? Оказывается, всё просто: чтобы через соблюдение христианских заповедей, молитвенный подвиг, исполнение обетов достичь Царствия Небесного. Быть всегда на службе у Бога – Небесного Царя, первыми воинами которого монахи являются. Последний смысл человеческой жизни они видят по ту сторону смертного порога, саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как “подготовление к смерти”…

Обеты монаха
НЕСТЯЖАНИЕ – отречение от мира: оставление собственного имущества, занятий мирскими делами, мирских почестей и званий. Пища, одежда и другие необходимые предметы должны служить лишь сохранению жизни и здоровья, а не удовольствию и похоти, а потому должны употребляться с большим ограничением.
ЦЕЛОМУДРИЕ – обет безбрачной жизни, постоянное хранение души от нецеломудренных мыслей и пожеланий.
ПОСЛУШАНИЕ – постоянное добровольное смиренное подчинение себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.

Во спасение души
Вот что говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Монах есть тот, кто, будучи облечён в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто скорбя и болезнуя душею, всегда памятует и размышляет о смерти, и во сне и во бдении. Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества».
Лучше не скажешь, не опишешь. Об этом после службы мне пытался рассказать отец Давид. Я сначала не поняла, не согласилась, не приняла такую жёсткую аскезу – это же совершенно нечеловеческие страдания, а не жизнь?! Зачем? Оказывается, всё просто: чтобы через соблюдение христианских заповедей, молитвенный подвиг, исполнение обетов достичь Царствия Небесного. Быть всегда на службе у Бога – Небесного Царя, первыми воинами которого монахи являются. Последний смысл человеческой жизни они видят по ту сторону смертного порога, саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как “подготовление к смерти”…
Смерть не тупик, смерть – это дверь в иной мир
В христианском понимании смерть – это духовное явление. Можно быть мёртвым, живя на земле, и быть непобеждённым смертью, лёжа в могиле. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс.145:4; Лк.12:20).
Так что такое смерть в христианском понимании? Это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила. Монахи считают, что это граница, за которую может перейти только бессмертная душа, отделившись от смертного бренного тела, разорвав все связи с окружающим миром людей и вещей.  Смерть – рождение человека уже в райскую блаженную вечность для праведника или в бесконечные адские муки для грешника, где понятие времени прекращает свое существование.
Ещё после службы мы поговорили о том, что собой представляет душа. Она , объяснил мне отец Давид, состоит из трёх частей: желательной, раздражительной и мыслительной. Желательная часть – то, чего мы хотим, раздражительная – чего не хотим. А вот третья часть, которая есть только у человека, как раз отвечает за различение добра и зла. Различающий добро и зло, вставший на правильный путь, будет читать Святое Евангелие, в котором изложены заповеди Божии, молиться, каяться в своих грехах на исповеди, причащаться. Потому что это – борьба со злом в самом себе. И победить этого противника есть самая трудная задача на земле.
Ежедневно в Иоанно-Предтеченском скиту, по всей России, да и по всему миру, монашествующие молятся о спасении наших душ. А мы грешны и слабы: нам трудно отстоять молебен, некогда исповедаться, не хватает сил поститься. Мы множим своими грехами зло. И вот эти самые монахи в чёрных одеждах молитвой, постом, покаянием охраняют мир от духовного зла. Без этого незримого щита, без этого покрова, нам точно  не выстоять.
Газета “Анучинские зори”
23 сентября 2015 г. № 38
Полосу подготовила
И. Малахова.Фото автора.

 

Просмотров: 2044

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
vkontakte
vkontakte