Выставку икон «Дивен Бог во Святых Своих» посетили студенты и сотрудники Школы педагогики ДВФУ (+ Фото)

«Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться, как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить.
По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет». Так писал князь Евгений Николаевич Трубецкой в своей лекции об иконе «Умозрение в красках». Сегодня это расстояние для нас пусть и немного, но может быть – сократилось. И поспособствовало этому открытие выставки икон «Дивен Бог во Святых Своих», которая проходит в городском музее Уссурийска. Более 100 репродукций икон, а также подлинные церковные фолианты, настоящие иконы, Распятия и образы, написанные в технике финифти (эмаль на металле) можно увидеть в городском музее до 6 октября.
Выставка «Дивен Бог во Святых Своих» была организованна Арсеньевской епархией Русской Православной Церкви. Тут представлены фотокопии в величину подлинника икон ХV–начала ХХ столетий из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. На открытии выставки 9 сентября 2014 года побывали сотрудники и студенты Школы педагогики ДВФУ – кандидаты политических наук, доценты Г.В. Довгаль и Я.Н. Попов, кандидат педагогических наук, доцент А.В. Афанасенко, ведущий специалист пресс-центра филиала ДВФУ в г. Уссурийске И.В. Варицкий, студенты образовательных программ «Изобразительное искусство», «История и обществознание», «Мировая художественная культура», «Физика и информатика». Присутствовали и корреспонденты местных СМИ – ТРЦ «Телемикс» и газеты «Коммунар».
До того, как прибыть в Уссурийск, выставка уже побывала и в других музеях и выставочных центрах – например – в Приморской картинной галерее во Владивостоке. Выставку открывали клирики Храма Покрова Пресвятой Богородицы города Уссурийска – протоиерей Евгений, иерей Павел и помощник благочинного Кирилл, совместно с сотрудниками городского музея. В лице священнослужителей и церковнослужителей присутствующие получили настоящий кладезь информации об иконе вообще и выставке в частности. Беседа о смысле Православной Иконы никого не оставила равнодушным, и многие студенты и сотрудники университета остались в зале музея и после завершения официального открытия. Нельзя не отметить и неоценимый вклад сотрудников городского музея, выступивших на открытии со своим обращением к посетителям. Вероятно, многие из посетивших выставку задумались – а так ли мы хорошо представляем себе, чем является икона? Что мы знаем о ней?
Понятно, что слово «Икона» происходит от греческого εἰκόνα, в свою очередь восходящего к древнегреческому εἰκών «образ», «изображение», и в христианстве (главным образом, в Православии, католицизме и Древневосточных Церквях) изображение лиц или событий Священной или Церковной Истории, являющееся предметом почитания у православных и католиков, закреплённого постановлением Седьмого Вселенского собора 787 года.
Икона – это своего рода «мистический посредник» между миром земным и миром небесным, где «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». Это не обычная «картина», не обычная «живопись» и не «идол», как заблуждаются некоторые. «Проще всего, – говорит митрополит Антоний Сурожский, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».
Для того чтобы приблизиться к пониманию смысла иконы, надо уметь увидеть её глазами верующего, для кого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности. Понять, что этот вопрос требует знаний и умений, которые зачастую давно утеряны обывателем – человеком массовой культуры. «Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы».
Так говорил в книге «Моя жизнь во Христе» (Слово 1305) Святой Православной Церкви и известный деятель Отечественной истории – Праведный Иоанн Кронштадтский, кто напутствовал в последний путь умирающего Императора Александра III Миротворца и служил литургию, которая последовала сразу по совершении обряда Священного Коронования Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, напутствуя Царскую Чету на их нелёгкий путь.
Иконы одинаково присутствовали в жизни людей всех сословий, в независимости от статуса и достатка, иконами напутствовали и благословляли в самые важные моменты и при самых важных событиях – и священники при совершении Таинств, и, когда невозможно было обратиться к священнику – обычные люди. Ими благословляли на битву и в дальний путь, молитва и размышление у икон помогали принять верное решение, как это было не раз в истории. Это было не редкость и в ХХ веке – веке «официального насильственного атеизма».
Икона и сегодня остаётся сама собой, при этом становясь свидетелем истории – открывая для нас взгляд в минувшее и призывая думать о будущем. И не удивительно, что с каждым годом во всём мире возрастает её значение, даже для людей неверующих – в том числе – и с позиций развития исследований в исторической науке, и с позиций искусства и культуры.
Я.Н. Попов,
доцент кафедры философии
и социально-гуманитарного образования.
Фото автора и И.В. Варицкого.
г. Уссурийск
.

Просмотров: 591