Записки паломника, часть 5: древний монастырь в Курси, Божественная Литургия над открытым небом, колодец Иакова (+ Фото)
Мы продолжаем публиковать ваши рассказы о паломничестве Арсеньевской епархии на Святую Землю в 2019 году. Если вы хотите, чтобы ваш рассказ тоже появился на сайте, отправьте его нам на arseparhia@yandex.ru
Внимание! Все фотографии Сергея Николаевича Верешкина из паломничества находятся здесь: Посмотреть
Все рассказы о паломничествах Арсеньевской епархии можно найти здесь.
А мы продолжаем рассказ Натальи Викторовны Тупицыной:
Первую часть рассказа Натальи Викторовны Тупицыной можно найти здесь. Вторую – здесь. Третью – здесь. Четвертая – здесь.
2 июня 2019 года, воскресенье. Отъезд из гостиницы «Жемчужина Кинерета». Божественная Литургия на руинах древнего монастыря в Курси́. Место встречи Господа с гадари́нским бесноватым. Храм 12-ти апостолов в Капернау́ме. Храм 10-ти прокаженных в селении Бурки́н. Храм Фоти́нии Самарянки над колодцем Иакова в На́блусе. Переезд в Вифлеем.
Ранним утром перед отъездом из гостиницы успеваем немного полюбоваться красотой Галилейского озера.
Для совершения нашей первой на Святой Земле Божественной Литургии мы едем в Израильский национальный парк Курси́. Здесь находятся руины большого византийского монастыря, который просуществовал здесь вплоть до арабского вторжения VII века. Это место считается местом исцеления гадаринского бесноватого.
Сейчас здесь можно увидеть частично восстановленную церковь монастыря, представляющую собой базилику с двумя рядами колонн. Сохранился мозаичный пол с изображением животных и растений.
Служим Божественную Литургию под открытым небом. Сегодня, в шестую неделю по Пасхе вспоминают чудо об исцелении слепорожденного. Во время Литургии происходят маленькие, незаметные чудеса – на службу прилетели окрестные птички и сладко подпевают хору, приползла и, вытянув головку, застыла на самом верху церковной колонны небольшая ящерица. Торжество, трепет в душе. Всякое дыхание да хвалит Господа!
После Литургии поднимаемся немного выше по склону горы к останкам часовни – месту, где произошла встреча Господа с несчастным гадари́нским бесноватым.
Тишина, покой, жара царят вокруг.
После Литургии едем на утреннюю трапезу в греческий храм 12-ти апостолов в Капернау́ме на северном берегу Галилейского озера.
По преданию, белый монастырский храм с розовыми куполами стоит на месте дома, где Господь исцелил парализованного человека.
«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». (Мк. 2, 1-5; 11-12).
Главной святыней храма является икона Божией Матери «Страстна́я». От этой иконы было явлено множество чудес.
Территория вокруг храма – райский благоухающий сад с чинно расхаживающими павлинами. Завтракаем мы на берегу озера в живой беседке: гигантская шелковица покрывает длинный каменный стол и скамьи живой сенью, под которой можно укрыться от палящего зноя.
После трапезы покидаем Галилею и совершаем долгий переезд в селение Бурки́н, которое расположено на Западном берегу Палестинской автономии.
Для того, чтобы попасть по сути дела в другое государство – Палестину, мы пересекаем контрольно-пропускной пункт со строгими молодыми вооруженными пограничниками. Автобус пересек КПП, даже не остановившись – чтобы попасть из Израиля в Палестину, виза не нужна. Проезжаем по городам Афула, Дженин.
Согласно христианскому преданию именно здесь Иисус Христос исцелил десять прокаженных, из которых только один иноверец поблагодарил Его. О факте исцеления рассказывает Евангелист Лука: «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их], Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя». (Лк. 17,11-19).
На месте, где Иисус Христос излечил десять прокаженных, стоит церковь. Она считается старейшей после Храма Воскресения в Иерусалиме, Храма Рождества в Вифлееме и Храма Рождества в Назарете. Церковь также известна как церковь святого Георгия. Местные православные – около 20 семей – оберегают и защищают свою маленькую христианскую общину. С 2015 года настоятелем храма является греческий монах отец Виссарион.
Храм перестроен из пещеры, в которой по традиции две тысячи лет назад скрывались прокаженные, и где сохранились отверстия, через которые они получали пищу. С восточной стороны к главному храму примыкает небольшая часовня св. Георгия, а во дворе церкви находится спуск в цистерну.
С огромной радостью и уважением встречают нашу группу местные православные арабы во главе со священником отцом Виссарионом, его матерью инокиней Елевторией. Мы служим молебен в храме, а затем располагаемся во дворе храма для небольшой трапезы. К нам присоединяются молодые путешественники из Франции – Венедикт и Офелия. В дальнейшем мы их встретим еще раз на наших паломнических путях!
После очень теплого приема в храме св. Георгия долго прощаемся, много фотографируемся с арабами-прихожанами, с отцом настоятелем и его мамой монахиней, новыми знакомыми из Франции и едем далее – в город На́блус на Западном берегу реки Иордан, в Палестинской автономии, в исторической области Самари́я.
Целью нашего паломничества в На́блус является храм Фоти́нии Самарянки над знаменитым колодцем Иакова.
Самаритя́не – народность, возникшая в глубокой древности вследствие смешения иудеев Израильского царства с язычниками-ассирийцами. Таким же смешением иудаизма и язычества отличались религиозные взгляды самарян. Они почитали и Единого Бога, и богов языческих, признавали Тору Моисея, и совершали языческие обряды, ждали пришествия Мессии – и кланялись идолам. «Самарянин» у иудеев времени Христа было едва ли не бранным словом, иудеи гнушались всяким общением с самарянами.
Господь иногда проходил через Самари́ю, когда шел из Галилеи в Иерусалим или обратно. Этот путь был гораздо короче, но самаритяне не всегда пропускали иудеев проходить по их земле. Поэтому общепринятый путь был другим – в обход, по Иорданской долине.
Во время одного из таких путешествий, когда Спаситель проходил через Самарию, произошла Его встреча у древнего колодца патриарха Иакова с женщиной-самарянкой. В беседе с Самарянкой о воде живой и о том, что Христос есть Мессия, повествует Евангелие от Иоанна (Ин. 4, 1-44).
Видимо, тогда благодать Божия коснулась сердца женщины. Женщина-самарянка, с которой беседовал Господь, прославляется святой церковью как святая мученица Фотиния, она пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме в 66 году.
В пятом веке святая императрица Елена воздвигла над колодцем величественную крестообразную базилику. Храм неоднократно разрушался и вновь восстанавливался. В настоящее время здесь выстроен величественный храм. Строительство его завершилось совсем недавно. Колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарем большого храма.
В 1979 году здесь от рук злодеев погиб архимандрит Филуме́н (Хаса́пис), служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Сейчас его нетленные мощи покоятся в храме, Филумен Святогробец канонизирован и нашей церковью как священномученик с установлением празднования его памяти 16/29 ноября.
В храме нас радушно встретил настоятель архимандрит Иусти́н. Незабываемым событием для нас стал вынос из алтаря святыни храма – стеклянного сосуда с благоухающми запекшимися каплями крови священномученика Филумена.
Мы испили воды из колодца Иакова, помолились святым Филумену и Фотинии, обошли вокруг храма небольшим Крестным ходом.
Переполненные впечатлениями дня, прощаемся с храмом и едем на ночлег в Вифлеем.
«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Наталья Викторовна Тупицына
Просмотров: 595