Записки паломника, часть 6, Иерусалим: Храм Гроба Господня и Старый Город

Дорогие братья и сёстры!

Мы продолжаем публиковать ваши рассказы о паломничестве Арсеньевской епархии на Святую Землю в 2019 году. Если вы хотите, чтобы ваш рассказ тоже появился на сайте, отправьте его нам на arseparhia@yandex.ru 

Внимание! Все фотографии Сергея Николаевича Верешкина из паломничества находятся здесь: Посмотреть

Все рассказы о паломничествах Арсеньевской епархии можно найти здесь. 

А мы продолжаем рассказ Натальи Викторовны Тупицыной: 

Первую часть рассказа Натальи Викторовны Тупицыной можно найти здесь. Вторую – здесь. Третью – здесь. Четвертая – здесь. Пятая — здесь. 

3 июня 2019 года, понедельник. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Торжества в Греческой Иерусалимской Патриархии в память святых равноапостольных Константина и Елены. Александровское подворье. Пеший поход по Старому городу. 

Переночевав в большой паломнической гостинице Русской Духовной Миссии в Вифлееме, выстроенной на крутом высоком холме, мы выезжаем в Иерусалим, который расположен примерно в 10 км и фактически граничит с Вифлеемом.

Затаив дыхание, идем по улицам Старого города в центр Вселенной – храм Воскресения Христова, который также называют храмом Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня

Храм Воскресения был построен благодаря святой равноапостольной царице Елене – именно она нашла место Голгофы и пещеры, где был погребен Господь Иисус Христос.

Храм представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Распятия, Погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. 

Здание храма находится в совместном владении и управлении шести христианских конфессий (римско-католической, греческой православной, армянской апостольской, сирийской православной, эфиопской православной и коптской православной) по сложной схеме, установленной много веков назад. Каждой конфессии выделены свои приделы и часы для молитв, и монахи каждой из них живут здесь.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня с 637 года переданы на постоянное хранение одной мусульманской арабской семье, а право отпирать каждый день этими ключами вход – другой мусульманской арабской семье. Эти привилегии уже много веков передаются в этих семьях от отца к сыну.

У входа в храм останавливаемся у колонны слева от входа, расщепленной полтысячи лет назад во время схождения Благодатного огня. 

Внутри храма, сразу напротив входа, лежит Камень Миропомазания, покрытый красной мраморной полированной плитой, на боковых гранях которой вырезан греческий текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому. Согласно Новому Завету и Священному Преданию, после казни Христа его тайный последователь, богатый знатный иудей, член Синедриона Иосиф Аримафейский попросил у Пилата позволения снять тело с креста. Разрешение было получено, и снятый с креста Христос был уложен на этот камень. Еще один участник погребального обряда Никодим, также бывший тайным учеником Иисуса, принес состав для миропомазания, сделанный из алоэ и ми́ро (смирны).

Камень Миропомазания

Камень Миропомазания

Идем дальше, и вот она, Куву́клия – место, где находилась пещера, в которой было погребено тело Иисуса Христа. 

Внутри Кувуклии

Внутри Кувуклии

Святыня представляет собой часовню небольших размеров из бело-желто-розового мрамора с куполом. Внутри нее — два придела: придел Ангела и пещера Гроба Господня с каменным ложем. 

Гроб Господень является главным алтарем Храма Воскресения Христова.

Заходим в Кувуклию

Заходим в Кувуклию

Напротив Куву́клии находится Кафолико́н – кафедральный собор Иерусалимского Патриархата.

Наш экскурсовод Александр

Наш экскурсовод Александр

Совсем рядом Голго́фа. В I веке это скорбное место было холмом, или возвышенностью, за стенами Иерусалима. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (Ин. 19, 17–18). Предполагаемые места, где стояли кресты двух разбойников, казненных с Иисусом на Голгофе, обозначены двумя черными кругами. Справа от алтаря в застекленном окошке можно увидеть трещину в скале, которая образовалась при последнем вздохе Христа.

Голгофа

Голгофа

Сейчас на Голгофу ведут мраморные ступени. 

На Голгофе расположены католический и православный приделы. Под православным алтарем есть отверстие, через которое можно ладонью прикоснуться к скале. Именно здесь стоял Животворящий Крест. По преданию, под Голгофой похоронен Адам, изгнанный из Рая прародитель рода человеческого. 

В храме Воскресения продолжает сиять Свет Христов. Ежегодно в Великую Субботу, перед православной Пасхой, на ложе Спасителя нисходит Благодатный Огонь. 

Невозможно описать словами все наши чувства в этом святом и великом месте. Слава Богу за всё! 

Сегодня в православном Иерусалиме царит особая праздничная атмосфера – память святых равноапостольных Константина и Елены. Мы держим путь в Христианский квартал Старого города Иерусалима, в монастырь святых Константина и Елены при Патриаршей резиденции

По окончании праздничной Литургии в монастыре нас приглашают в зал приемов Греческой Иерусалимской патриархии для торжественной встречи с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и Всей Палестины Фео́филом III.

Недалеко от Патриаршей резиденции находится Александровское подворье – единственное в Старом городе Иерусалима и самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение. Александровское подворье – археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя порог Судных врат со знаменитыми «игольными ушами», домовую церковь святого Александра Невского, небольшой музей, жилые и официальные помещения Императорского православного палестинского общества

Александровское подворье

Александровское подворье

Основной реликвией подворья является порог Судных врат — порог от городских ворот, через которые прошел Иисус Христос по пути на Голгофу. Во времена Иисуса Христа в городской стене Иерусалима существовали ворота. Перед этими воротами римляне провозглашали окончательный приговор осужденным, через этот порог и переступил Иисус Христос, чтобы принять свой крест. 

С левой стороны от ворот сохранилась узкая щель, через которую мог пройти только один человек. Люди входили в нее после наступления сумерек или при нападении врагов, когда все ворота города уже были закрыты. Возможно, именно этот узкий проход и был тем самым «игольным ушком».

Порог Судных врат закрыт стеклом и обнесен с трех сторон чугунной ажурной решеткой. Рядом с порогом Судных врат установлены 23 черные мраморные доски с именами благотворителей храма XIX-XX вв. 

Порог Судных врат в Иерусалиме

Порог Судных врат в Иерусалиме

На стенах висят 18 больших уникальных живописных полотен «Страсти Христовы», равных которым нет в мировой живописи. Автор – талантливый русский художник Николай Андреевич Кошелев (1840-1918), профессор Петербургской Академии художеств, – работал над ними в течение 10 лет.

Самое просторное помещение подворья занимает домовая церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского – первая русская церковь, построенная на Святой Земле в 1887-1896 гг. стараниями Царской семьи и архимандрита Антонина Капустина.

Покидаем Александровское подворье и «веселыми ногами» совершаем пеший поход по Старому городу с его лабиринтом извилистых улочек, среди плотно стоящих зданий с массивными стенами. Все здания, даже самые современные, облицованы особым камнем, что придает старой части Иерусалима неповторимый вид. 

Выходим на улицу Ка́рдо на территории Еврейского квартала. Хотя улица Ка́рдо не связана с библейской историей (она была построена при императоре Адриане, во II веке), здесь сохранилось немалое количество древностей: остатки мостовой и системы канализации, ряды колонн, на которых некогда держался свод, фрагмент стены первого Иерусалимского Храма. Ка́рдо прорезала Старый город с севера на юг и являлась одновременно и транспортной артерией, и торговой площадкой, и просто популярным местом встреч жителей Иерусалима –это изображает живописное панно на торце стены. Также улица Ка́рдо знаменита увеличенной копией мозаичной карты Иерусалима VI века из Мада́бы.

Доходим до Вифезды́ – ушедшего под землю водоема, вокруг которого располагаются развалины древней церкви. Доступ к остаткам евангельской купели сохранился по сегодняшний день.

Овчая купель Вифезда

Овчая купель Вифезда

В евангельские времена Овчая купель Вифезда́ находилась около северной стены Иерусалима. 

«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. …Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5, 1-15).

По преданию, целебное свойство воды, которую возмущал сходивший сюда Ангел, было связано с тем, что в этих водах лежало древо Креста, на котором впоследствии был распят Христос. 

Ныне эта территория принадлежит французскому монашескому ордену Белых отцов.

Мы вновь шагаем по узким лабиринтам Старого города к храму Воскресения Христова, соприкасаемся с маршрутом Крестного Пути Господа. 

Понятно, что за многие века маршрут Крестного Пути претерпел изменения, но духовная сторона остается неизменной и в какой-то степени помогает осмыслить те страдания, которые выпали на долю Иисуса Христа. 

«Благословит тя Господь от Сиона, и у́зриши блага́я Иерусалима» (псалом 127, 6-7).

 Возвращаемся в храм Воскресения неожиданным путем – через малоизвестную русским паломникам Эфиопскую церковь, расположенную на крыше.

Пора ехать в гостиницу. На ужине в огромной столовой знакомимся с делегацией православных американцев, возглавляемой епископом Манхэттенским Николаем, викарием Восточно-Американской епархии. Владыка приветствует нас и произносит краткое поздравление в адрес паломниц с именем Елена – сегодня у них именины! 

Ночью предстоит Литургия на Гробе Господнем. 

Наталья Викторовна Тупицына

Просмотров: 875