Будем достойны подвига старцев (+ Фото)

19 декабря 2017 года, в день памяти святителя Николая, исполнилось бы 90 лет архимандриту Науму (Байбородину), до пострига носившему имя Мирликийского чудотворца. 60 лет батюшка являлся насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а теперь по кончине в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, верим, пребывает в обителях вечных. О старце вспоминают его ученики.
Гурий (Фёдоров), епископ Арсеньевский и Дальнегорский, Приморская митрополия:
Когда я пришел к отцу Науму, он спросил у меня: «Кто твой духовник?» Я ответил: «Отец Венедикт» (сейчас он наместник Оптиной пустыни). Он так посмотрел на меня и говорит: «Да, отец Венедикт всех своих, как апостол Павел, в сердце носит». А еще сказал, что у него особо крепкие добродетели: целомудрие и молитва. Но так как ездить к отцу Венедикту в Калужскую область мне было, когда я стал иподиаконом Святейшего, уже сложно, отец Наум принял меня под свое руководство.
Старец всегда тебя и утешит, и скорбь облегчит. Немножко расслабишься, погордишься, на что-то мирское отвлечешься, так он тебя с любовью смирит и поставит на место. Я так при отце Науме навык послушанию, что даже теперь, когда сам епископ и борода у меня уже седая, советуюсь, слушаю, смиряюсь. Верное устроение нам заповедал батюшка.
Знаю, что многие не смогли приехать на похороны; меня лично человек 100 просили поклониться – телефон разрывался от звонков и смс тех, кто узнал, что я еду на прощание со старцем. Слава Богу, что Господь, заповедуя о том, что Церковь пребудет до скончания века (Мф. 28:20), послал нам таких великих духовников, как отец Кирилл (Павлов) и отец Наум.
Но старцы один за другим уходят: в начале года отец Кирилл преставился, к концу года и отец Наум последовал за ним; хотелось бы, конечно, чтобы были продолжатели их дела душепопечения. Для этого надо подвизаться, как и они, – жить по Евангелию.
Валерий Яковлевич Саврей, доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и профессор кафедры Библеистики Московской Духовной Академии:
У старца Наума много было даров, но один из самых великих – дар рассудительности. Это тот великий дар, который стяжали даже далеко не все, достигшие старчества. Чтобы понять отца Наума, как и отца Кирилла, нужно вспомнить слова библейского пророка Иезекеиля: Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (Иез. 22:30). В этих словах выражается суть старческого служения. То есть представьте себе библейские времена, – можно сказать, золотые по сравнению с нашими, – когда были пророки, патриархи, великие святые, и тогда трудно было найти человека ради которого Господь продолжал бы миловать род людской.
Старцы Кирилл и Наум – это два великих праведника, которые «стоят в проломе» за нашу землю. Как понимать: «стоят в проломе»? Мы даже не представляем себе всей значимости для современности феномена старчества, и того влияния, которое оказывают старцы на нас. Вспомним, оптинских старцев: и Ф.М. Достоевский, и И.В. Киреевский, и Н.В. Гоголь, и даже Л.Н. Толстой, – которые были властителями дум, ехали к старцам. Почему? Потому что старцы указывают путь к Царству Божиему. Господь говорит: Ищите прежде всего Царства Божиего, и правда его, а это все приложится вам (Мф. 6:33). Отцы Кирилл и Наум – два великих светоча-проводника народа к Царствию Божию. Они вместе служили Господу от всей души и вместе рядом упокоились.
В современном мире враг рода человеческого воюет в информационном пространстве. Как ненавистны ему святые. Какую брань он воздвиг на праведника наших дней отца Наума в интернете. Чтобы осознать подвиг этих двух величин в духовной жизни нашего времени, надо понять прежде всего, что отцы Кирилл и Наум – это два национальных старца, признанных всем православным миром, просто у каждого из них – свой образ окормления народа. Батюшка Кирилл был терапевтом: он всех утешал, вдохновлял, ласкал, лечил терапевтическими методами. А старец Наум был хирургом. Что это значит в отношении духовного врачевания? Преподобный Пимен Великий говорил, что между Богом и человеком медная стена – наша воля. Старец Наум разрушал эту медную стену.
Кто такие старцы? Это те, кто, во-первых, в борьбе со страстями смогли достичь высшего состояния бесстрастия, во-вторых, исполнили заповеди Христовы, и в-третьих, оказывают благотворное влияние на весь народ. Должно пройти время, чтобы мы осознали всю значимость этих двух старцев. Они совершили великий подвиг святости. Достигли даров прозорливости, утешения, рассуждения. Если с дарами прозорливости и утешения более менее всем ясно, то что такое дар рассуждения? Почему его святые отцы ставят выше других даров? Это Богом данный конкретному человеку ресурс спасения для всех. Основатель монашества преподобный Антоний Великий говорит об этом даре так: «Дар рассуждения – это способность отличать истину от лжи и добро от зла». Причем в каждой конкретной жизненной ситуации. В книгах этого не вычитать. Это то, что Сам Господь открывает старцам, а они – нам.
Мы же все без исключения творим свою волю – волю падшего человека. Кто такие старцы? Старцы это те, кто в любое мгновение жизни искали и ищут, как говорит апостол Павел, волю Божию благую, и угодную, и совершенную (Рим. 12:2). Старцы показуют нам не только, как ее искать, жаждать, но и то, как ее находить. Это очень важно. В этом смысле нужно вспомнить замечательный труд выдающегося иерарха Церкви святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион» (что в переводе с греческого означает: подсолнух). Подобно тому, как жизнь подсолнуха всецело зависит и следует за вращением солнца, точно также наша воля должна зависеть не от своих страстей, а от воли Божией – благой, и угодной, и совершенной, – в этом смысл жизни христианина. Поэтому Господь и предупреждает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). И далее: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22–23). Почему не знал? Потому что творили волю свою, а не волю Божию – благую, и угодную, и совершенную.
Старцы – это маяки в нашей современной жизни, полной невзгод, соблазнов, испытаний. Россия в этом 2017 году, похоронив старцев Кирилла и Наума, осиротела. Потому что, возвращаясь к словам библейского пророка: Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел (Иез. 22:30), – Господь именно в лице этих двух старцев нашел таких подвижников. Они стояли в проломе за сию землю. Если бы мы могли проникнуть в Промысл Божий, нам бы даже трудно было представить, что могло бы произойти в эти трагические 1990-ые годы, если бы не старцы «стояли в проломе за эту землю». Я могу сказать со всей твердостью: мы, благодаря их молитве, благодаря их мудрому совету, благодаря примеру их жизни, основанной на великом аскетическом подвиге, – живем, дышим и существуем.
Россия должна быть особенно благодарна старцам за их великий подвиг. Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15:13). Старцы совершили самое главное: они принесли великую жертву – жертву любви, пожертвовали собою ради нас, и мы должны быть безмерно благодарны им всю свою жизнь за то, что благодаря им Россия еще живет и, будем надеяться, что русский народ осознает свою миссию, благодаря подвигу старцев, и будет их почитать так, как почитали в свое время тогда еще даже не канонизированных преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, а потом и оптинских старцев. Хотя уверен, что в будущем эти два старца отцы Кирилл и Наум будут прославлены. Не зря, когда мы только что с владыкой Гурием, приложившись к святой раке с мощами преподобного Сергия, вышли из Троицкого собора, мы увидели огромное количество слетевшихся на проводы отца Наума птиц. Это образ сонма учеников старца Наума, – будем же все достойны этого звания во славу Божию.
Ольга Орлова
.

Просмотров: 282

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: «Среди грешных — первый я.» От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский