Храму в Дальнегорске – быть!
8 января 2020 № 2 (12537)
Дальнегорск – столица северных территорий Приморского края, город с богатой трудовой и культурной, духовной историей, город-труженик, известный далеко за пределами Дальнего Востока. С его достижениями во всех сферах жизни знакомы жители других регионов нашей страны, о нём знают во многих странах мира.
Но не каждый нынешний житель Дальнегорска задумывается над тем, что всему имеющемуся на сегодня в развитии и благосостоянии города мы обязаны не только его основателю, – Юлию Бринеру, человеку очень образованному на тот период времени, глубоко верующему, – но и самому православию как религии, которое вошло к нам с первыми поселенцами, благословлёнными Богом, и с Его именем в сердце и на устах положившими столь значимое начало.
История нашего города хранит сведения о том, что с обнаружением здесь серебро-свинцовых месторождений, Юлий Бринер, родившийся в Швейцарии, но живший во Владивостоке и ставший впоследствии его почётным гражданином, промышленник, предприниматель, уважаемый человек, набирал и посылал в нашу местность людей не только для разработки и освоения этих месторождений с целью извлечения материальных выгод. Он имел план и желание устроения культурной, образовательной, духовной жизни своим работникам, членам семей в деле их достойного человеческого существования. Мы не должны забывать, что Бринер на пустом тогда месте вокруг найденных месторождений сумел создать цельное промышленное производство с активными технологиями, построил узкоколейную железную дорогу до самой Рудной Пристани – во благо дальнейшего развития и на пользу людям.
С открытием первого рудника в пади Шубинской (ныне улица Коржевская), Бринер построил и православный храм с входившей в его состав церковно-приходской двухгодичной начальной школой. Наряду с преподаванием основных дисциплин учителями И.Ф. Граховым и М.К. Слесарчуком, священником Иоанном Сурминским учащимся давались знания и по Закону Божьему. Сам Юлий Бринер был добропорядочным прихожанином этого храма, меценатом, жертвователем в дело укрепления православия, потому что всегда оставался русским человеком по духу, посвятившим свою жизнь России, хотя значился всего лишь её подданным.
Церковь, с которой и началось движение православия в нашем городе, была освящена 15 мая 1916 года архиепископом Сахалинским и Камчатским Евсевием – в честь благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Владимира, которые являлись первыми мучениками русского православного мира, погибшими от руки брата Святополка. Они добровольно приняли смерть, чтобы не допустить междоусобиц и разделения земель, пытаясь тем самым сохранить государственную территориальность и духовность Руси.
Но с установлением Советской власти уже в 1924 году эту церковь закрыли, потому что православие подверглось гонениям со стороны большевиков. Из архивных материалов известно, что вскоре после закрытия здание церкви сгорело в пожаре. Единственное, что уцелело и сохранилось – ярко-голубой купол, который долгое время хранился на территории школы № 9, построенной позднее на месте церкви святых мучеников Бориса и Глеба. Дальнейшая судьба купола неизвестна…
Гонения на православных христиан в стране продолжались вплоть до 90-х годов прошлого века. Затронули они и наших жителей. Православные люди вынуждены были собираться в частных домах, читать Священное Писание и Псалтырь. И только когда эти гонения прекратились, к нам на территорию стали приезжать священнослужители Хабаровской, Приморской и Владивостокской епархий, из монастырей. В отсутствие храма, в тех же частных домах проводились Таинства Крещения и всевозможные требы верующим людям.
С 1980 года активные православные христиане из нашей местности стали собирать денежные пожертвования на покупку отдельного здания для церкви, где можно было бы во всей полноте проводить все службы. В 1992 году такой дом был приобретён в микрорайоне Горелое, и всё православное население тогдашнего посёлка Тетюхе обрело возможность быть сопричастными Богу во всех службах, которые на тот период проводил о. Андрий из Арсеньева.
С 1994 года на постоянное служение к нам был направлен иерей Андрей Наумов, благословлённый Владыкой Вениамином, епископом Владивостокским и Приморским. И в это же время было решено отдать помещение церкви по ул. Строительной для проживания в нём священнослужителей, а под богослужения изыскать другое помещение, выйдя с прошением к местным властям. Его вскоре нашли в том же микрорайоне – здание бывшего почтового отделения передали на нужды православным людям. В 1995 году статус помещения под Храм был окончательно документально утверждён и он вошел в ведение Приморской епархии, и 10 марта 1996 года епископ Вениамин благословил православный Приход г. Дальнегорска, в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость».
Назначенный епархиальным Советом иерей Виктор Сарана, стал его настоятелем и включился в работу, сплотив вокруг себя большое число православных жителей. Первым делом, исследовав и изучив архивы нашего православного движения, отец Виктор принял решение просить вышестоящее руководство Приморской епархии вернуть храму первоначальное название – в честь благоверных князей Бориса и Глеба. С этим мнением согласилось большинство верующих. Вскоре название церкви вернули. Началось и преобразование помещения почты в православный храм. Была обустроена главная часть под алтарь с Престолом и иконостасом, клиросом, ризницей, пономарской, а также помещения под молельный зал, свечную лавку, трапезную, библиотеку. Впоследствии соорудили колокольню с воскресной школой внутри неё и крещальную купель с полным погружением в воду крещаемых людей. Стали проходить церковные службы, совершать Таинства Крещения, миропомазания, брака (венчания, елеосвящения (соборования), отпевания умерших, а также Исповеди и Причастия. Приход прирастал другими, новоначальными людьми, пожелавшими соединиться с Богом в православной вере. Много добрых и полезных дел совершалось верующими в те годы.
Время шло, сменялись священнослужители, на место старшего поколения прихожан заступали молодые, активные люди, положившие в своё сердце Спаса нашего Иисуса Христа.
О вере и Боге
Православие во все времена было и остаётся религией света, потому что Бог – это вечный свет, просвещающий и освещающий мир, дающий духовное развитие и радость. С именем Божьим каждый православный христианин может найти себе покой в нашем не всегда спокойном мире, достичь чистоты духовной и телесной, если сумеет сохранить в себе совесть, как голос Божий, и пронести её в этом виде через всю свою жизнь. Святые отцы в таких случаях напутствуют: «Во всех делах своих, как светильником, пользуйтесь руководством совести».
В древности, когда стены храмов расписывались ликами святых, самый нижний ряд оставляли пустым. И этот ряд должны были заполнить те люди, которые приходят в храм. Любой человек, осознавший в себе присутствие Бога и принявший Таинство крещения, может достичь высокого духовного роста и иметь возможность встать в один ряд со святыми людьми, заполнить своим ликом тот пустующий храмовый ряд.
Православие помогает задуматься над своей жизнью, показывает через церковные службы красоту мира горнего, к которому надо себя приближать, ещё будучи здесь, на земле. В храме верующие люди обязательно должны получать исцеление душевное и телесное, приобщившись к соборности, принятию Святых Христовых Тайн, ощущать радость от единения с другими верующими, братьями и сёстрами по духу, молиться за спасение не только себя, но и своих родных, близких и тех, кто уже не с нами. Именно в стенах храмов благодать Господня касается людских сердец и снисходит на тех, кто с верой и правдой приходит к Богу, и является для них спасательным кругом.
Можно прожить всю жизнь, так и не узнав дорогу к храму, ведь веровать или не веровать – дело личное каждого из нас. Однако замечено, что чем жёстче становится время, тем большее число людей ищет духовное пристанище, в котором, как в укрытии, можно найти помощь и поселить в сердце надежду на лучшее. Русский народ в этом отношении особенно показывает свою религиозность, через которую проявляются все самые лучшие его черты – добротолюбие, соборность и державность. Именно отсюда проистекают патриотизм, самоотверженность, отзывчивость, скромность, поиски правды, какой бы ценой она не давалась.
Но любому человеку, как и времени, свойственно меняться. К сожалению, наступают и такие времена, когда утрачиваются нравственные ценности. Теряются абсолютные добродетели, приносившие пользу в физическом и духовном развитии. Наше время – не исключение, а скорее, его подтверждение.
Современные люди, устремившись в погоню за западным потребительским комфортом и удобствами жизни, пытаются перенести этот «комфорт» и в духовную сферу, считая, что если он придет в храм, примет святое Крещение, поставит свечку, – и всё чудесным образом исполнится. Большинство таких людей не задумываются о душе, о её пути следования к Богу.
Духовный, энергетический запас нынешнего поколения молодых людей выплёскивается в никуда, души растлеваются, – вплоть до отрицания Бога. Сейчас люди испорчены ложными ориентирами, смысл которых выражен в словах Фёдора Достоевского: «Если Бога нет, то всё можно». Мир теряет свою будущность, обрастая страстями, пороками, грехами, ведущими человечество к погибели. Стали процветать пьянство, наркомания, курение, как среди мужчин, так и женщин и, как следствие – преступность, в которую вовлекаются даже дети. Воспитывается поколение, у которого сняты нравственные и моральные ориентиры. А ведь именно грех лишает человека общения с Богом. Многие даже не задумываются о том, как ужасны последствия греха, когда за всё, что совершит человек греховного при жизни, придётся держать ответ после смерти на Страшном Суде Божьем. И нести наказание. А потому спасать людей надо как можно скорее, пока не поздно. И в дело спасения вновь и вновь включаются православная Церковь и священство, неся слово Бога в храмовых проповедях, на занятиях в воскресных школах, в общеобразовательных учреждениях. Чтобы это слово могли слышать как можно больше людей, строятся новые храмы, соборы, готовые принять человека в его молитвенных, исповедально-покаянных прошениях, в желании соединится с Богом в Таинстве Евхаристии, быть с ним в радости и горе. Мы испытываем в этом безусловную потребность.
Нужно помнить о том, что храм – это не просто сооружение, которое, может быть, и представляет собой архитектурное сооружение, но и чётко понимать, что это Дом, в котором живёт Бог. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в
ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем», и призывает: «Приходи в церковь, чтобы уйти исполненным небесных даров, чтобы в любых положениях оставаться невредимым, чтобы, вооружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу».
Православный Дальнегорск
Наш город в настоящее время прирастает строящимся храмом в микрорайоне Горького. Это будет канонически выдержанное строение, в котором всё оживотворится Духом Святым во спасение душ человеческих. Другим духовно значимым объектом в нашем городе является храм святых благоверных князей Бориса и Глеба, который в настоящее время реконструируется. Пришло время привести в каноническое соответствие и устройство этого храма, чтобы оказать большую полезность для духовного развития. Оба объекта возводятся и переоборудуются исключительно на пожертвования людей.
На Руси было принято и так продолжает оставаться по сей день, что в таких богоугодных делах верующие и просто неравнодушные люди объединялись и жертвовались, чем могли. С самого зарождения православия Вера подкреплялась добрыми делами, когда люди творили милостыни для бедных, заботились о больных и немощных – этим человек может проявить свою любовь к Богу и ближним.
Дальнегорские православные христиане своими добрыми делами подтверждают это в благотворительности, милосердии, когда оказывают помощь престарелым людям в Краснореченском психоневрологическом интернате, Сержантовском детском доме, инвалидам. Двери православных храмов всегда открыты каждому, кто хочет встать лицом к лицу с Богом, чтобы пересмотреть, изменить свою жизнь, осознать, для чего пришёл на землю, что привнёс или, напротив, отнял полезного и ценного у того мира, в который однажды пришёл. Когда Вера для человека становится образом жизни, – в этом и будет его путь к совершенствованию, спасению от греховности, его личным подвигом над своим несовершенством.
Направьте пути свои к Богу, идите во храмы, дорогие братья и сёстры во Христе, соединяйтесь во Боге, примиряйтесь с Ним в Покаянии, очищайте свои души приобщением к святым Таинствам, творите добрые дела, вносите свою посильную помощь туда, где она необходима. В нашем городе – в строительство нового храма великомученика Георгия Победоносца, в реконструкцию ныне действующего храма святых благоверных князей Бориса и Глеба, чтобы имена ваши вписались, подобно истинным жертвователям, на стенах этих храмов и в ангельских Книгах, запечатлевающих земную жизнь каждого из нас на небесах. И пусть в любом благом деле православие будет для нас лестницей спасения, устремлённой к Богу в Небесные обители, откуда струится пока ещё на землю свет Его истинной любви. Пусть каждый православный христианин помнит слова Господа, обращённые к ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века».
Православные храмы, воздвигаемые и явленные на нашей территории, дадены всем людям во спасение. Именно в храмах мы научаемся по-настоящему любить, молиться, каяться и причащаться святых тайн Тела и Крови Христовых, проводить свою жизнь в благочестии, исполняя Заповеди Божии. Это и означает быть со Христом.
Так будем же вхожи в храмы, ибо в них живёт Бог, и Он ждёт нас, чтобы принять с любовью, Он спешит к нам в любое время по зову наших сердец.
И православие всегда будет шествовать по земле, пока живо человечество, за которое распят на Кресте Господь наш Иисус Христос, взяв грехи мира на Себя, и, умерев, – воскрес, чтобы жизнь не прекращалась. Будем следовать и мы за Спасителем, дорогие жители богоспасаемого града Дальнегорска, чтобы наследовать жизнь вечную.
Марина Румянцева
Просмотров: 180