Храму в Дальнегорске – быть!

Газета «Трудовое слово»,
8 января 2020 № 2 (12537)

Дальнегорск – столица северных территорий Приморского края, город с богатой трудовой и культурной, духовной историей, город-труженик, известный далеко за пределами Даль­него Востока. С его достижениями во всех сферах жизни знакомы жители других регионов нашей страны, о нём знают во многих странах мира.

Но не каждый нынешний житель Дальнегорска задумывается над тем, что всему имеющемуся на сегодня в раз­витии и благосостоянии города мы обя­заны не только его основателю, – Юлию Бринеру, человеку очень образованному на тот период времени, глубоко веру­ющему, – но и самому православию как религии, которое вошло к нам с первыми поселенцами, благословлёнными Богом, и с Его именем в сердце и на устах положившими столь значимое начало.

История нашего города хранит све­дения о том, что с обнаружением здесь серебро-свинцовых месторождений, Юлий Бринер, родившийся в Швейцарии, но живший во Владивостоке и ставший впоследствии его почётным граждани­ном, промышленник, предприниматель, уважаемый человек, набирал и посылал в нашу местность людей не только для разработки и освоения этих месторожде­ний с целью извлечения материальных выгод. Он имел план и желание устрое­ния культурной, образовательной, духовной жизни своим работникам, членам се­мей в деле их достойного человеческого существования. Мы не должны забывать, что Бринер на пустом тогда месте вокруг найденных месторождений сумел соз­дать цельное промышленное производ­ство с активными технологиями, постро­ил узкоколейную железную дорогу до самой Рудной Пристани – во благо даль­нейшего развития и на пользу людям.

С открытием первого рудника в пади Шубинской (ныне улица Коржевская), Бринер построил и православный храм с входившей в его состав церковно-при­ходской двухгодичной начальной шко­лой. Наряду с преподаванием основных дисциплин учителями И.Ф. Граховым и М.К. Слесарчуком, священником Иоан­ном Сурминским учащимся давались знания и по Закону Божьему. Сам Юлий Бринер был добропорядочным прихожа­нином этого храма, меценатом, жертво­вателем в дело укрепления православия, потому что всегда оставался русским человеком по духу, посвятившим свою жизнь России, хотя значился всего лишь её подданным.

Церковь, с которой и началось движе­ние православия в нашем городе, была освящена 15 мая 1916 года архиеписко­пом Сахалинским и Камчатским Евсеви­ем – в честь благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба, сыновей святого князя Владимира, которые являлись первыми мучениками русского православного мира, погибшими от руки брата Святополка. Они добровольно приняли смерть, чтобы не допустить междоусобиц и раз­деления земель, пытаясь тем самым со­хранить государственную территориаль­ность и духовность Руси.

Но с установлением Советской власти уже в 1924 году эту церковь закрыли, пото­му что православие подверглось гонени­ям со стороны большевиков. Из архивных материалов известно, что вскоре после закрытия здание церкви сгорело в пожа­ре. Единственное, что уцелело и сохрани­лось – ярко-голубой купол, который долгое время хранился на территории школы № 9, построенной позднее на месте церкви святых мучеников Бориса и Глеба. Даль­нейшая судьба купола неизвестна…

Гонения на православных христиан в стране продолжались вплоть до 90-х годов прошлого века. Затронули они и наших жителей. Православные люди вынуждены были собираться в част­ных домах, читать Священное Писание и Псалтырь. И только когда эти гонения прекратились, к нам на территорию ста­ли приезжать священнослужители Хаба­ровской, Приморской и Владивостокской епархий, из монастырей. В отсутствие храма, в тех же частных домах проводи­лись Таинства Крещения и всевозмож­ные требы верующим людям.

С 1980 года активные православные христиане из нашей местности стали со­бирать денежные пожертвования на по­купку отдельного здания для церкви, где можно было бы во всей полноте прово­дить все службы. В 1992 году такой дом был приобретён в микрорайоне Горелое, и всё православное население тогдашне­го посёлка Тетюхе обрело возможность быть сопричастными Богу во всех служ­бах, которые на тот период проводил о. Андрий из Арсеньева.

С 1994 года на постоянное служение к нам был направлен иерей Андрей На­умов, благословлённый Владыкой Вени­амином, епископом Владивостокским и Приморским. И в это же время было ре­шено отдать помещение церкви по ул. Строительной для проживания в нём священнослужителей, а под богослужения изыскать другое помещение, выйдя с прошением к местным властям. Его вско­ре нашли в том же микрорайоне – здание бывшего почтового отделения передали на нужды православным людям. В 1995 году статус помещения под Храм был окончательно документально утверждён и он вошел в ведение Приморской епар­хии, и 10 марта 1996 года епископ Вени­амин благословил православный Приход г. Дальнегорска, в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость».

Назначенный епархиальным Советом иерей Виктор Сарана, стал его настояте­лем и включился в работу, сплотив вокруг себя большое число православных жите­лей. Первым делом, исследовав и изучив архивы нашего православного движения, отец Виктор принял решение просить вышестоящее руководство Приморской епархии вернуть храму первоначальное название – в честь благоверных князей Бориса и Глеба. С этим мнением согла­силось большинство верующих. Вско­ре название церкви вернули. Началось и преобразование помещения почты в православный храм. Была обустроена главная часть под алтарь с Престолом и иконостасом, клиросом, ризницей, по­номарской, а также помещения под мо­лельный зал, свечную лавку, трапезную, библиотеку. Впоследствии соорудили колокольню с воскресной школой вну­три неё и крещальную купель с полным погружением в воду крещаемых людей. Стали проходить церковные службы, совершать Таинства Крещения, миропо­мазания, брака (венчания, елеосвяще­ния (соборования), отпевания умерших, а также Исповеди и Причастия. Приход прирастал другими, новоначальными людьми, пожелавшими соединиться с Богом в православной вере. Много до­брых и полезных дел совершалось верующими в те годы.

Время шло, сменялись священнослу­жители, на место старшего поколения прихожан заступали молодые, активные люди, положившие в своё сердце Спаса нашего Иисуса Христа.

О вере и Боге

Православие во все времена было и остаётся религией света, потому что Бог – это вечный свет, просвещающий и осве­щающий мир, дающий духовное разви­тие и радость. С именем Божьим каждый православный христианин может найти себе покой в нашем не всегда спокой­ном мире, достичь чистоты духовной и телесной, если сумеет сохранить в себе совесть, как голос Божий, и пронести её в этом виде через всю свою жизнь. Свя­тые отцы в таких случаях напутствуют: «Во всех делах своих, как светильником, пользуйтесь руководством совести».

В древности, когда стены храмов расписывались ликами святых, самый нижний ряд оставляли пустым. И этот ряд должны были заполнить те люди, ко­торые приходят в храм. Любой человек, осознавший в себе присутствие Бога и принявший Таинство крещения, может достичь высокого духовного роста и иметь возможность встать в один ряд со святыми людьми, заполнить своим ли­ком тот пустующий храмовый ряд.

Православие помогает задуматься над своей жизнью, показывает через церковные службы красоту мира гор­него, к которому надо себя приближать, ещё будучи здесь, на земле. В храме верующие люди обязательно должны получать исцеление душевное и теле­сное, приобщившись к соборности, при­нятию Святых Христовых Тайн, ощущать радость от единения с другими верую­щими, братьями и сёстрами по духу, мо­литься за спасение не только себя, но и своих родных, близких и тех, кто уже не с нами. Именно в стенах храмов благо­дать Господня касается людских сердец и снисходит на тех, кто с верой и правдой приходит к Богу, и является для них спа­сательным кругом.

Можно прожить всю жизнь, так и не уз­нав дорогу к храму, ведь веровать или не веровать – дело личное каждого из нас. Однако замечено, что чем жёстче стано­вится время, тем большее число людей ищет духовное пристанище, в котором, как в укрытии, можно найти помощь и по­селить в сердце надежду на лучшее. Рус­ский народ в этом отношении особенно показывает свою религиозность, через которую проявляются все самые лучшие его черты – добротолюбие, соборность и державность. Именно отсюда проистека­ют патриотизм, самоотверженность, от­зывчивость, скромность, поиски правды, какой бы ценой она не давалась.

Но любому человеку, как и времени, свойственно меняться. К сожалению, наступают и такие времена, когда утра­чиваются нравственные ценности. Теряются абсолютные добродетели, прино­сившие пользу в физическом и духовном развитии. Наше время – не исключение, а скорее, его подтверждение.

Современные люди, устремившись в погоню за западным потребительским комфортом и удобствами жизни, пытают­ся перенести этот «комфорт» и в духов­ную сферу, считая, что если он придет в храм, примет святое Крещение, поставит свечку, – и всё чудесным образом ис­полнится. Большинство таких людей не задумываются о душе, о её пути следо­вания к Богу.

Духовный, энергетический запас ны­нешнего поколения молодых людей вы­плёскивается в никуда, души растлева­ются, – вплоть до отрицания Бога. Сейчас люди испорчены ложными ориентирами, смысл которых выражен в словах Фёдо­ра Достоевского: «Если Бога нет, то всё можно». Мир теряет свою будущность, обрастая страстями, пороками, грехами, ведущими человечество к погибели. Ста­ли процветать пьянство, наркомания, курение, как среди мужчин, так и женщин и, как следствие – преступность, в которую вовлекаются даже дети. Воспитывается поколение, у которого сняты нравствен­ные и моральные ориентиры. А ведь именно грех лишает человека общения с Богом. Многие даже не задумываются о том, как ужасны последствия греха, когда за всё, что совершит человек греховного при жизни, придётся держать ответ после смерти на Страшном Суде Божьем. И не­сти наказание. А потому спасать людей надо как можно скорее, пока не поздно. И в дело спасения вновь и вновь включают­ся православная Церковь и священство, неся слово Бога в храмовых пропове­дях, на занятиях в воскресных школах, в общеобразовательных учреждениях. Чтобы это слово могли слышать как мож­но больше людей, строятся новые храмы, соборы, готовые принять человека в его молитвенных, исповедально-покаянных прошениях, в желании соединится с Бо­гом в Таинстве Евхаристии, быть с ним в радости и горе. Мы испытываем в этом безусловную потребность.

Нужно помнить о том, что храм – это не просто сооружение, которое, может быть, и представляет собой архитектур­ное сооружение, но и чётко понимать, что это Дом, в котором живёт Бог. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Бог устроил церковь, как гавань, чтобы в

ней, укрывшиеся от шума и треволнений жизненного моря, люди наслаждались великим покоем», и призывает: «Прихо­ди в церковь, чтобы уйти исполненным небесных даров, чтобы в любых положе­ниях оставаться невредимым, чтобы, во­оружившись духовным оружием, стать неуязвимым и неподвластным дьяволу».

Православный Дальнегорск

Наш город в настоящее время при­растает строящимся храмом в микро­районе Горького. Это будет канонически выдержанное строение, в котором всё оживотворится Духом Святым во спасе­ние душ человеческих. Другим духовно значимым объектом в нашем городе яв­ляется храм святых благоверных князей Бориса и Глеба, который в настоящее время реконструируется. Пришло время привести в каноническое соответствие и устройство этого храма, чтобы оказать большую полезность для духовного раз­вития. Оба объекта возводятся и пере­оборудуются исключительно на пожерт­вования людей.

На Руси было принято и так продол­жает оставаться по сей день, что в таких богоугодных делах верующие и просто неравнодушные люди объединялись и жертвовались, чем могли. С самого за­рождения православия Вера подкрепля­лась добрыми делами, когда люди тво­рили милостыни для бедных, заботились о больных и немощных – этим человек может проявить свою любовь к Богу и ближним.

Дальнегорские православные хри­стиане своими добрыми делами подтверждают это в благотворительности, милосердии, когда оказывают помощь престарелым людям в Краснореченском психоневрологическом интернате, Сержантовском детском доме, инвалидам. Двери православных храмов всегда от­крыты каждому, кто хочет встать лицом к лицу с Богом, чтобы пересмотреть, из­менить свою жизнь, осознать, для чего пришёл на землю, что привнёс или, на­против, отнял полезного и ценного у того мира, в который однажды пришёл. Когда Вера для человека становится образом жизни, – в этом и будет его путь к со­вершенствованию, спасению от грехов­ности, его личным подвигом над своим несовершенством.

Направьте пути свои к Богу, идите во храмы, дорогие братья и сёстры во Христе, соединяйтесь во Боге, примиряйтесь с Ним в Покаянии, очищай­те свои души приобщением к святым Таинствам, творите добрые дела, вносите свою посильную помощь туда, где она необходима. В нашем городе – в строи­тельство нового храма великомученика Георгия Победоносца, в реконструкцию ныне действующего храма святых бла­говерных князей Бориса и Глеба, чтобы имена ваши вписались, подобно истин­ным жертвователям, на стенах этих хра­мов и в ангельских Книгах, запечатлева­ющих земную жизнь каждого из нас на небесах. И пусть в любом благом деле православие будет для нас лестницей спасения, устремлённой к Богу в Небес­ные обители, откуда струится пока ещё на землю свет Его истинной любви. Пусть каждый православный христианин пом­нит слова Господа, обращённые к учени­кам: «Я с вами во все дни до скончания века».

Православные храмы, воздвигаемые и явленные на нашей территории, дадены всем людям во спасение. Именно в храмах мы научаемся по-настоящему любить, молиться, каяться и причащать­ся святых тайн Тела и Крови Христовых, проводить свою жизнь в благочестии, ис­полняя Заповеди Божии. Это и означает быть со Христом.

Так будем же вхожи в храмы, ибо в них живёт Бог, и Он ждёт нас, чтобы принять с любовью, Он спешит к нам в любое время по зову наших сердец.

И православие всегда будет шество­вать по земле, пока живо человечество, за которое распят на Кресте Господь наш Иисус Христос, взяв грехи мира на Себя, и, умерев, – воскрес, чтобы жизнь не пре­кращалась. Будем следовать и мы за Спасителем, дорогие жители богоспаса­емого града Дальнегорска, чтобы насле­довать жизнь вечную.

Марина Румянцева

Просмотров: 180

Св. Императрица Александра Феодоровна Романова
Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя, когда раскрываются все ее скрытые до этого богатства.
Св. Императрица Александра Феодоровна Романова