Неувядаемый цвет русской старины (+ Фото)

Во время нашего недавнего паломничества по Центральной России неизгладимое впечатление в душе оставила поездка в деревню Сумароково, что в ста километрах от Москвы. Здесь, на Патриаршем Подворье Новоспасского монастыря, с 2005 года до переезда в Приморье служил наш владыка – в то время настоятель подворья, иеромонах. А ещё – архитектор и строитель.
Для русских людей понятие «красота» – одно из ключевых. Об этом свидетельствует преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет», передавая впечатления послов князя Владимира, побывавших в Константинопольской Софии: «… и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми… Не можем мы забыть красоты той». Этот аргумент сыграл едва ли не решающую роль в выборе Владимиром православной веры для Руси.
В сознании православного человека красота и соразмерность явлений видимого мира неразрывно связаны с верой в существование Творца, поэтому так велика у нас потребность в прекрасном. Здесь, в Подмосковье, на Подворье Новоспасского монастыря, живёт красота. Живёт в его храмах – в честь Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и, чуть поодаль, в честь иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет. Кажется, двух столь внешне непохожих храмов, стоящих рядом, не найти: один древний – другой возведён совсем недавно, один каменный – другой деревянный. Но в то же время они как-то незримо связаны между собой. В этом чудесном родстве сказывается влияние московского зодчества, которое, конечно же, распространялось и на земли, прилегающие к столице.
По мнению М.П.Кудрявцева, архитектора и исследователя истории Москвы, один из важнейших принципов построения её архитектурных ансамблей – контрастное сопоставление. «СО-поставление» – это значит, что, несмотря на контраст, храмы можно поставить рядом. Многообразие архитектурного облика храмов никогда не было на Руси препятствием для их соседства. Теперь наглядный пример был у нас перед глазами!
Храмы – как люди. Вот и этот, Пророка Иоанна Предтечи, – настоящий страстотерпец: начиная с конца 16 века, неоднократно подвергался разрушению, но всегда восставал из руин. В годы польско-литовской интервенции был вновь уничтожен, в 1628 году вновь построен. В те времена храм был ещё деревянным. В 1873 году на месте деревянной церкви «на церковно-кошельковую сумму и тщанием доброхотных дателей» был возведен каменный, который и доныне существует, хотя и несёт на себе печать разрухи – теперь уже советского периода.
Приехав на Подворье, мы сразу увидели Предтеченский храм посреди ровной поляны, несмотря на его простой и лаконичный внешний облик. Да и не заметить его было невозможно – он так и притягивал к себе взгляд! С небольшой золотой главкой, прямоугольный, аккуратный, почти без внешних украшений, окрашенный в жаркий красный цвет, он сиял белоснежной отделкой контуров стен и оконных наличников. И лишь подойдя к входу, мы увидели на его западной стене ужасающие следы разрухи – почти обрушенный кусок стены и над дверью, ведущей внутрь, – слова Пасхального поздравления: «Христос Воскресе!»
Храм восстанавливался, приходил в себя. Внутри – ещё голые каменные стены, но чувствовалось, что он не только жив, но в нём всё идёт своим привычным ходом: совершаются службы и требы, продаются свечи, пишутся записочки. Слева от алтаря, пред иконой Иоанна Предтечи, – главная святыня: серебряный ковчег с частицей его мощей. Вместе с владыкой мы спели величание, приложились к ним. В храме чувствовались спокойствие, надёжность; несмотря на оголённый камень, всё выглядело как-то особенно опрятно. Слева от входа расставлены были столы с нехитрым набором «товаров» для продажи: немного книг, пластиковые флакончики с освящённым елеем, керамические лампадки, пачки травяных сборов и иван-чая – любая копейка в деле реставрации пригодится. В юго-западном уголке – крохотный музей: на фотографиях, разложенных в небольших стеклянных витринах, запечатлены последовательно этапы восстановления церкви из руин.
Поодаль от главного храма Подворья, Предтеченского, – ещё один: церковка несказанной красоты, маленькая, в традициях русского деревянного зодчества. Она посвящена Пресвятой Богородице – Её иконе «Неувядаемый цвет». Наш владыка Гурий, будучи в совсем ещё недалёкое время настоятелем Подворья, создавал эту церковь вместе с Татьяной Николаевной Кудрявцевой. «Отец Гурий», «батюшка» – так называли его.
Это давний и крепкий творческий союз, сложившийся в процессе восстановления Храма Христа Спасителя, в их лице объединивший архитекторов и единомышленников, опирающихся на общую философию архитектуры, имеющих общий взгляд на русскую старину. В 2013 году по благословению владыки в маленькой московской квартирке на Патриарших Прудах, сплошь заставленной иконами, состоялась встреча троих паломников из Арсеньева с Татьяной Николаевной. Мы знали, что она – иконописец, реставратор, архитектор, учёный. Она жила одна: недавно ушёл из жизни её муж Михаил Петрович Кудрявцев – известный исследователь православной символики в московской архитектуре, автор монографии «Москва – Третий Рим».
Мы пробыли у неё в гостях за чаем и беседой всю ночь, каждый увёз собой книгу с дарственной надписью и просьбой о молитвенной памяти (один из экземпляров хранится сегодня в библиотеке нашего Благовещенского собора в Арсеньеве). Масштабы этой встречи, её влияние на моё представление об архитектуре Москвы я тогда оценить ещё не могла. Лишь прочитав дома монографию М.П.Кудрявцева, поняла, с каким уникальным по глубине исследованием имею дело.
Через два года, впервые оказавшись в столице с группой паломников, которую возглавлял наш владыка, слушая его рассказы о старой Москве (помнится, он вёл нас тогда по Варварке), я вновь и вновь не переставала поражаться тому, как много скрыто в её архитектуре от нас, дилетантов и начётчиков, и как много открыто тем, кто глубоко укоренён в русской старине, кто по-настоящему её знает и чувствует, живёт ею!
И вот теперь перед нашими глазами – эта удивительная церковь во имя иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет, недавно отстроенная, но при этом соединившая в себе традиции северного деревянного храмового зодчества, древнерусского быта и московской храмовой архитектуры XVII века. Покрытая сверху ярко-красной деревянной черепицей, с небольшими куполами, похожими на аккуратные, ещё не раскрывшиеся еловые шишки, снаружи вся воздушная, разноцветная, в резных узорах, напоминающих кружева и народную вышивку, церковка полюбилась нам всем и сразу.
Яркость и разноцветье придавали ей сходство с игрушкой, вызывали воспоминания о деревянных лошадках и бабушкином палисаднике с цветущими растениями – словом, было полное ощущение праздника! Эта особенность хорошо видна в цветных реконструкциях московских улиц и храмов 17 века, выполненных М.П.Кудрявцевым: его книга так богато иллюстрирована, что подобные параллели не оставляют никаких сомнений!
Он пишет: «Начиная с XVII века цвет – одна из важнейших характеристик сооружений и ансамблей Москвы. … многоцветье – один из основных принципов. Именно им создаётся необычайное богатство образа города, его подобие цветущему саду». Есть у Михаила Петровича такое эмоциональное выражение – «всплеск многоцветья». Такой же «всплеск» красок мы увидели, когда смотрели на церковь, которую строил наш владыка в соработничестве с Татьяной Николаевной!
Строили, конечно же, не одни, а с мастерами – пришлось потрудиться, пока нашли православных, тех, кто знает не по наслышке, с чем имеет дело. Примечательно, что при постройке всё было «по-настоящему»: использовались древние русские технологии и русские же плотницкие инструменты XVII века, воссозданные народными умельцами.
Внутри храм не менее замечателен. Строительство церкви всегда подобно писанию иконы, оно – молитва. Можно молиться словами, а можно – красками, совершенством форм. Здесь всё это было. Всё самое лучшее и красивое, что создал Господь, послужило внутреннему убранству: храм срублен из сосны, а престол и жертвенник сделаны из кипариса, по образу ветхозаветной скинии. Невысокий деревянный пятиярусный иконостас сияет красками, по низу украшен жемчугом. Царские врата венчает хрустальный крест, над ним – три ангела во образ Святой Троицы.
Мелкий растительный узор, ювелирно выполненный резчиком, покрывает створки врат и киоты на них в виде миниатюрных трёхкупольных храмов. Вверху врата украшены фантастическими райскими цветами и птицами – и всё это красочное, яркое, так напоминающее изразцы! Владыка рассказал, что храм стремились уподобить райскому цветку и со временем разбить вокруг него такой же «райский» сад. Храмовую икону Божией Матери Неувядаемый Цвет написала московский иконописец Александра Штатнова. Богоматерь держит Сына Своего на левой руке, а в правой у Нее цветок лилии, символически знаменующий неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы.
Святая Церковь так и обращается к Ней: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Образ Богородицы с Младенцем обрамлён гирляндой из прекрасных райских цветов. Икона необыкновенно красивая, радостная, как и всё убранство церкви. Владыка и батюшка, новый настоятель, разрешили нам даже постоять на солее, рядом с иконостасом, сфотографироваться на память.
Потом нас пригласили в трапезную, которая также была обустроена в соответствии с традицией, и угостили соком и чаем с пряниками. На Подворье Новоспасского монастыря мы были совсем недолго. Но каждый из нас так глубоко окунулся в русскую старину, что даже сейчас, вспоминая всё, что мы успели увидеть и к чему прикоснулись, испытываешь чувство необыкновенной радости.
И. Бердникова
.

Просмотров: 104

Святой праведный Алексий Мечев
Во всем надо так поступать: вот что-нибудь нужно сделать – сейчас вспомни, как бы тут поступил Иисус Христос, пусть это будет для тебя руководством во всем. Так постепенно все нехорошее, греховное будет отступать от тебя.
Святой праведный Алексий Мечев
vkontakte
vkontakte
elitsy